"Умный дом" не смог поразить москвичей
По информации RBC daily, Корпорация МИАН рассматривает возможность превращения элитного дома «Коперник» на Якиманке в доходный дом. Как утверждают участники рынка, это вызвано низкими темпами продаж жилья в доме: в настоящее время якобы не продано 95% квартир. Правда, на сайте компании к продаже предлагается в данный момент порядка 80% квартир в доме. Эксперты считают, что сложности с реализацией вызваны завышенными ценами на квартиры в «Копернике» – они достигают 19 тысяч долларов за квадратный метр. Впрочем, организация доходного дома вряд ли станет выходом из положения: этот бизнес в Москве пока не приносит особых дивидендов ввиду чрезмерной развитости «серого» рынка аренды.
«Коперник» представляет собой большой элитный дом с развитой инфраструктурой, включая систему «интеллектуальный дом», которая позволяет программировать все домашние процессы и предупреждает владельца о возможных неполадках. Стоимость квадратного метра здесь колеблется от 6 до 19 тыс. долларов, стоимость квартиры – от 300 тыс. до 3,8 млн долларов. МИАН позиционировал дом как опередивший время – именно так звучал рекламный слоган. Продажи в «Копернике» официально начались около полугода назад. В настоящее время из 146 имеющихся в доме квартир, в чем можно убедиться на официальном сайте корпорации МИАН, в продаже находится 113 (чуть меньше 80%), что вряд ли может говорить о хороших темпах реализации. Участники рынка утверждают, что в настоящее время проданы только видовые квартиры на верхних этажах. В самой Корпорации МИАН RBC daily заверили, что продажи в доме «идут хорошо».
Участники рынка и эксперты считают, что основной проблемой дома «Коперник» является слишком высокая цена, которая по меньшей мере в два раза превышает среднерыночную для такого класса жилья. «При всех своих плюсах, таких как прекрасное месторасположение в Центре, система «умный дом», насыщенная инфраструктура первых двух этажей, включающая в себя ресторан, огромный фитнес-центр, по количеству квартир этот жилой комплекс должен быть отнесен к объекту бизнес-класса, – сказала RBC daily управляющий директор консалтинговой компании Blackwood Марина Маркарова. – Но заявленная стоимость квадратного метра (до 19 тыс. долл.) доступна только для покупателей элитного жилья. Собственно, МИАН и позиционирует «Коперник» как элитный жилой комплекс. В связи с таким несоответствием цены и класса в этом объекте за полгода с открытия продаж было реализовано всего 5% квартир от общего числа. Однако, согласно информации ЗАО "МИАН", на сегодняшний день на продажу выставлено 113 квартир. В любом случае, для раскрученного проекта с великолепной маркетинговой кампанией, каким является «Коперник», продажи в нем пока нельзя назвать достаточно успешными».
Инвестиционный аналитик компании «Система-Галс» Александр Гаврилин считает, что завышение цены квадратного метра является специально задуманной тактикой руководства компании, а не его же маркетинговой ошибкой. «Когда МИАН выставил свои цены, все аналитики рынка подумали, что это такая тактика, целью которой является заставить говорить о доме как о дорогом объекте, – сказал он RBC Daily. – Реальные же цены продаж могут быть ниже за счет скидок и прочих бонусов». В качестве дополнительных факторов, наряду с высокой ценой препятствующих продажам в доме, участники рынка называют также избыточность инфраструктуры: по их оценкам, в настоящее время рынок вообще склоняется к отсутствию инфраструктуры в элитных домах.
Несмотря на то что Корпорация МИАН отрицает наличие проблем с продажами в доме, она все же признает, что идея сделать из «Коперника» доходный дом имеет место. «Мы действительно рассматриваем вариант создания доходного дома, – сообщила RBC daily представитель пресс-службы ГК "МИАН" Динара Лизунова. – Однако необходимо понимать, что продажи в «Копернике» идут настолько хорошо, что речь не идет о том, чтобы весь дом был доходным. Возможно, под эти цели будет отдан один блок либо несколько квартир . Такая идея есть, но пока сложно сказать, какова вероятность ее претворения в жизнь».
Напомним, что некоторое время назад МИАН заявлял о своем намерении заняться доходными домами, причем намеревался создавать их на базе собственных объектов. При этом в компании считают, что владельцы квартир, которые уже успели приобрести жилье в «Копернике», не будут против соседства доходного дома. «Те квартиры, которые будут предназначены под аренду, смогут себе позволить только люди с очень высоким уровнем доходов, а следовательно, контингент проживающих в них не будет отличаться от собственников», – утверждает г-жа Лизунова.
Впрочем, перспективы доходных домов на современном московском рынке еще более туманны, чем перспективы продаж квартир по завышенным ценам. Пока в Москве существует только один доходный дом, и успешность этого проекта оценивается аналитиками, мягко говоря, неоднозначно. «До сих пор в Москве никто так и не решился на массовое строительство доходных домов из-за слишком большого срока окупаемости проекта, – отмечает Марина Маркарова. – При существующих ценах на элитную недвижимость застройщикам гораздо выгоднее продавать квартиры. Так они сразу получают прибыль и не «замораживают» активы как минимум на 5-7 лет.
Кроме того, присваивая элитной новостройке статус доходного дома, владелец возлагает на себя бремя пожизненной налоговой ответственности юридического лица. Дело в том, что значительная часть арендодателей (сектор элитного жилья) являются предпринимателями без статуса юридического лица (ПБОЮЛ) и, соответственно, платят налог по упрощенной системе налогообложения, то есть 6%. Те, кто работает по другим схемам (как юридические лица) и являются арендодателями жилых помещений, хоть и освобождены от уплаты НДС (в отличие от арендодателей нежилых помещений), но обязательно уплачивают налог на прибыль 24%. Но они также могут действовать и по упрощенной системе налогообложения, то есть уплачивать налоги в размере 6%, но только в случае выполнения всех требований, предъявляемых законодательством».
Эксперты считают, что развитость «серой» аренды собственно является основным препятствием для развития доходных домов. Таким образом, дом «Коперник» полностью оправдывает придуманный для него рекламный слоган, опередив свое время раз и навсегда.
Елена Тофанюк