Тверская область останется без строителей
Прокуратура Тверской области продолжает расследование уголовного дела в отношении первого заместителя главы Твери Олега Кудряшова, обвиняемого в превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) при решении вопросов о выделении земли и выдаче разрешений на строительство строительным фирмам. Практику наложения на застройщиков обременения, применяемую в подавляющем большинстве российских регионов, правоохранительные органы расценили как уголовно наказуемое деяние. Тем временем местные строители бьют тревогу: изъятие в ходе расследования подлинников документов из администрации Твери грозит срывом процесса выделения земельных участков и приемки объектов в эксплуатацию, то есть всей деятельности строительных фирм в городе.
Варианты обременения, практикуемые местными властями в российских регионах, различны: это может быть взнос в городской бюджет определенной суммы, выделение муниципалитету оговоренной площади в строящемся объекте или выполнение каких-либо работ за счет застройщика. Разумеется, наложение обязательств на фирмы-застройщики влечет за собой удорожание объектов строительства. В частности, в Новосибирске подсчитали, что затраты на всевозможные обременения достигают 47% себестоимости жилья. С другой стороны, муниципалитеты получают возможность развивать городскую инфраструктуру и решать социальные вопросы, в частности по обеспечению жильем незащищенных слоев населения. В Саратове, например, в 2004 г. за счет обременений муниципалитет получил в свое распоряжение 20 тыс. кв. м жилья. В Воронеже строительные организации ремонтируют за собственные средства городские улицы.
В Твери еще три-четыре года назад в качестве обременений строительные организации перечисляли назначенную в администрации сумму во внебюджетный фонд развития инженерной инфраструктуры Твери или передавали часть квартир в пользу муниципалитета. В 2004 г. КРУ Минфина РФ провело проверку деятельности администрации Твери в сфере строительства (в частности, расходования средств внебюджетного фонда), выявившую факты нецелевого расходования поступавших в фонд денег и переуступки прав на муниципальные квартиры, полученные от застройщиков.
Сейчас внебюджетный фонд прекратил свое существование, а решения о том, что именно должна сделать фирма-застройщик при выделении ей участка под строительство (в большинстве случаев на нее налагается соответствующий платеж в бюджет города), принимается комиссией по инвестициям (возглавляет ее тот самый первый заместитель главы Твери Олег Кудряшов). Взносы перечисляются исключительно в бюджет Твери. Что немаловажно: Тверь в этом году перешла на казначейское исполнение бюджета, исключающее нецелевое расходование бюджетных средств.
Возбужденное прокуратурой области уголовное дело против первого зама главы Твери подразумевает превышение им должностных полномочий в решении вопросов об обременении строительных фирм. В рамках следствия прокуратура в конце июня, а затем в начале августа провела в администрации Твери обыски, изъяв десятки документов, касающиеся предмета уголовного дела: выделения земельных участков и дальнейших этапов ведения проектировочных работ и строительства на территории Твери.
Руководители более чем 20 тверских строительных организаций выразили свое отношение к действиям прокуратуры в открытом письме в адрес губернатора Тверской области и руководителей прокуратуры и Управления внутренних дел области, где заявили о кризисе в строительной отрасли, который может разразиться в связи с изъятием документов. Кроме того, строители заявили, что с пониманием относятся к обременению взносами в бюджет своих организаций: инженерные сети Твери находятся в столь плачевном состоянии, что масштабное строительство и подключение к ним новых объектов скоро станет невозможным. Для справки – износ тепловых сетей в Твери составляет более 80%, а активное подключение к ним крупных объектов в последние годы привело к нарушению теплоснабжения в целых микрорайонах города.
Глава Твери Олег Лебедев считает все действия прокуратуры области явно заказными. Он заявил RBC daily: "Все эти действия должны получить жесткую оценку. Дело в том, что в последнее время отношения администрации города и прокуратуры очень сложны. На администрацию постоянно оказывается беспрецедентное давление, в суды поступают бесконечные иски и представления, которые по сути не дают нам нормально работать. Я считаю, что это сопротивление тому, что администрация хочет установить в городе законный порядок и поставить все строительные фирмы Твери в равные условия, независимо от того, кто лоббирует их интересы во властных структурах". По мнению Олега Лебедева, те действия администрации, которые прокуратура области считает противозаконными, вполне соответствуют закону, более того – с октября этого года обременения согласно федеральному законодательству должны будут взиматься исключительно в той форме, в какой это делается в Твери уже сейчас.
Партнер юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский, к которому RBC daily обратилась за комментарием, расценивает ситуацию с обременениями на строительство как крайне специфическую: "Варианты обременения, с которыми наша компания встречалась в своей практике, совершенно различны. К примеру, одному из клиентов предложили в качестве обременения построить… православный храм. Порядок наложения обременений не оговорен ни в одном федеральном законе – это, по сути, изобретение властей на местах. Как правило, обременение оговаривается в договоре как одно из условий сделки. Что не мешает активно применять эту практику не только в регионах, но и в Москве, и в Подмосковье. Власти объясняют свои требования к инвесторам прозаично: например, если строится предприятие, необходимо обновление инженерной инфраструктуры района, а бюджетных денег на эти работы нет. Такая аргументация не извиняет, но объясняет действия властей. Впрочем, инвестор, как правило, соглашается на предложенные властью условия добровольно, так что говорить о незаконности обременений как таковых не приходится, если при этом нет понуждения. На данный момент эта мера для властей вынужденная: обновлять инженерную инфраструктуру и строить социальные объекты только за счет своих средств местные бюджеты в большинстве своем сейчас не в состоянии. Главное, чтобы в будущем этот инструмент использовался властями только в силу необходимости". Ситуация в Твери тем временем не может разрешиться уже в течение двух месяцев, прошедших с момента возбуждения уголовного дела в отношении зама главы Твери. Документы, изъятые в администрации, по-прежнему остаются в распоряжении прокуратуры. Сдача в оговоренные с заказчиками сроки строительных объектов, с обременением или без, находится под угрозой.
Мария Яковлева