У "Меги" появляется конкурент
Совладелец сети Pilsener Urquell Original Restaurant группа ТЭН построит один из крупнейших торговых центров в Москве на Рязанском проспекте. Площадь ТЦ составит около 130 тыс. кв. м, инвестиции в проект — более 120 млн долл. Участники рынка прогнозируют успех нового ТЦ, однако отмечают, что комплекс столкнется с серьезной конкуренцией со стороны строящейся на этом направлении "Меги".
О строительстве ТЦ сказано в постановлении столичного правительства. По данным этого документа, ТЭН построит многофункциональный торговый комплекс на Рязанском проспекте, вл. 2 общей площадью 134 тыс. кв. м. Из них на подземную часть вместе с паркингом придется 66,1 тыс. кв. м. Открыть комплекс предполагается в апреле 2006 года.
Эту информацию подтвердили в пресс-службе ТЭН, уточнив, что предполагаемый объем инвестиций в проект составит более 120 млн долл. Финансирование будет осуществлено за счет собственных средств и привлечения инвестиций, отметил представитель пресс-службы. "Якорным арендатором первого этажа станет крупный продуктовый гипермаркет. На втором этаже расположатся гипермаркет электроники и еще более 150 популярных магазинов", — пояснили в компании, отказавшись называть конкретные имена потенциальных арендаторов.
Масштаб проекта, а также удобная "вечерняя" (то есть в область) сторона Рязанского проспекта, на которой он расположен, обеспечат успех ТЦ, особенно если к нему будет продуман подъезд, считает директор по развитию департамента коммерческой недвижимости компании Paul’s Yard Дмитрий Воробьев. С ним соглашается директор отдела торговой недвижимости консалтинговой компании Knight Frank Юлия Дальнова: "Торговый центр находится на направлении из центра, что привлечет к нему дополнительных покупателей, которые смогут заехать в него и "отовариться" по дороге домой". Поэтому ТЭН поступила грамотно, выделив большие площади под паркинг, добавляет эксперт. С ней согласна и гендиректор компании Solo Светлана Муханова: "Минусом нового проекта ТЭН является постоянная загруженность Рязанского проспекта. В данном случае весьма разумным является выделение такой большой площади под автостоянку, примерно в два раза больше, чем это принято для ТЦ таких масштабов".
Выбор трассы Светлана Муханова объясняет хорошими отношениями группы ТЭН с местными властями. "Как раз в ЮВАО почти 10 лет компания ТЭН ведет основную свою деятельность", — отмечает она. "По словам Юлии Дальновой, успешность ТЦ будет во многом зависеть от правильного выбора якорных арендаторов. "ТЦ будет сам формировать необходимый поток покупателей. В этом случае сроки окупаемости составят от четырех до пяти лет", — прогнозирует Дальнова.
Учитывая тот факт, что обычно в Москве в торговых центрах не так много площадок для гипермаркетов, девелопер может устроить своего рода тендер между компаниями, советует директор по развитию Leeds Property Group Алексей Могила. По его мнению, из продуктовых сетей интерес к ТЦ могут проявить "Рамстор" и "Перекресток".
Светлана Муханова прогнозирует, что якорным арендатором комплекса на Рязанском может стать Auchan, с которым ТЭН уже имеет успешный опыт работы — ТЦ "Л-153" в Марьине. По ее оценкам, для "якорей" арендные ставки составят 250–300 долл. за квадратный метр в год, для прочих арендаторов — 600 долл.
Однако эксперты указывают и на некоторые сложности, с которыми столкнется новый замысел ТЭН. Проект несколько "запоздал", считает Алексей Могила. "До недавнего времени на Каширском направлении наблюдалась нехватка торговых центров, но сейчас "Белая дача" приступила к строительству в районе Котельники "Меги", которая составит серьезную конкуренцию новому проекту группы ТЭН", — поясняет эксперт.
Маргарита Федорова