"Унимаркет" претендует на Подмосковье
Новая розничная компания намерена за четыре года построить в Московской области крупную розничную сеть На розничном рынке Московской области в ближайшее время появится новый игрок – ООО "Унимаркет-Подмосковье", который намерен за четыре года открыть 70 магазинов формата дискаунтер. Основным владельцем компании является некий западный инвестфонд. Инвестиции в строительство сети оцениваются в 4,5 млрд руб. Проект "Унимаркет" вчера был одобрен на заседании Правительства Московской области. Участники рынка и аналитики сдержанно оценивают перспективы новой компании, особенно их удивил заявленный размер вложений. По мнению экспертов, за "Унимаркетом" вполне может стоять кто-то из подмосковных застройщиков либо девелопер, рассчитывающий после создания сети выгодно продать ее одному из существующих игроков.
Как сообщил RBC daily Александр Зара, миноритарный акционер и управляющий ООО "Унимаркет-Подмосковье", компания была создана в 2005 г. специально под проект розничной сети. По его словам, источник инвестиций – "западный инвестиционный фонд, специализирующийся на ритейле, и несколько российских участников". Компания обещает раскрыть состав и структуру акционеров в течение двух месяцев. И, как намекнул г-н Зара, эта информация объяснит, почему "Унимаркет" рассчитывает на коммерческий успех.
По ценовой политике "Унимаркет" будет относится к дискаунтерам. Другие параметры торговой сети могут различаться от магазина к магазину: площадь, ассортимент и т. д. в каждом конкретном случае будут индивидуальными. В компании говорят, что в этом вопросе будут прислушиваться к рекомендациям местных администраций. Как полагают участники рынка, это будут магазины площадью от 500 до 1500 м. По словам Александра Зара, сотрудничество "Унимаркета" с администрацией Московской области предполагает определенную социальную нагрузку. Так, например, малообеспеченным покупателям будут предоставляться скидки. По такой схеме согласны работать не только в "Унимаркете", но и в "Дикси", "Пятерочке" и "Копейке", которые также имеют договоры с администрацией Московской области.
Впрочем, Подмосковьем интересы торговой сети не ограничиваются: проект "Унимаркет" осваивает 400-километровую зону вокруг Москвы. Уже ведутся переговоры с Нижегородской областью. "Мы заказали серьезные маркетинговые исследования, – рассказывает г-н Зара. – Этот рынок слабо развит. В одном городе со стотысячным населением вполне уживутся даже несколько крупных сетевых ритейлеров". А в некоторых городах "Унимаркет" будет первым таким магазином".
Основные участники рынка и аналитики отнеслись к появлению нового конкурента сдержанно, а предполагаемый объем инвестиций их откровенно удивил. В одной из крупных московских розничных сетей отметили, что на такие деньги вполне можно открыть 200 магазинов торговой площадью 500 кв. м по всему Подмосковью. С этой точкой зрения соглашается и заместитель генерального директора сети "12 месяцев" Октам Авикулов: "В большинстве городов Подмосковья нет такого платежеспособного спроса, чтобы оправдать эти вложения. Видимо, большая часть денег пойдет на покупку или строительство помещений, тогда это становится более-менее понятным. Но я все же предпочел бы аренду".
Аналитик BBPG Consulting Алексей Тихомиров предположил, что за проектом может стоять кто-то из подмосковных застройщиков. "Вообще, с такими инвестициями логичнее было заняться девелоперским проектом. Например, смело открыть 30 магазинов в Москве, а потом, года через два, продать любому из столичных сетевых операторов – с руками оторвут", – отметил г-н Тихомиров. Именно так поступил московский предприниматель Алексей Душутин, который несколько лет назад купил пять продовольственных магазинов от 1000 до 2500 м, создал из них сеть "Семен Семеныч", а затем продал "Седьмому Континенту". Г-н Душутин не исключает возможности того, что "Унимаркет" – тоже масштабный девелоперский проект. "Я бы, кстати, взялся построить подобную сеть за 1,5 млрд руб.", – заметил г-н Душутин. Он считает, что часть помещений под магазины "Унимаркета" уже давно приобретены, построены или сняты.
Аналитик РБК Валентин Крохин не удивлен появлению нового игрока в этом секторе рынка. По его словам, рынок Московской области, несомненно, является одним из самых привлекательных в стране, поскольку во многих малых и средних городах региона почти не представлены современные форматы торговли. "Поэтому туда стремятся выйти большинство крупных федеральных ритейлеров, и конкуренция, таким образом, в ближайшие годы обещает стать крайне острой", – отметил г-н Крохин.
Представитель одной московской сети, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что новая компания может рассчитывать на успех только в том случае, если действительно проявит гибкость в выборе формата: например, в ближайшем Подмосковье хорошей идеей может стать создание классического супермаркета. Что касается владельцев несетевых магазинов в городах Московской области, то они с опаской восприняли новость о появлении оператора с такими планами. Владелец крупного универсама в одном из подмосковных стотысячников сказал, что, скорее всего, предпочтет выгодно продать "Унимаркету" свое помещение, чем конкурировать с ним.
Алексей Сапкин