Наступление гипермаркетов может быть ограничено законом
Сети гипермаркетов активно стремятся в городскую черту: уже сейчас в городе работают "Мосмарт" и Real, а в следующем году на расстоянии километра от ЦАО появится Auchan. Появление гипермаркета сильно влияет на оборот местных розничных точек, прежде всего, рынков и дискаунтеров. Такие точки в пределах пяти-десятиминутной транспортной доступности, как говорят эксперты, просто вымирают, не выдержав конкуренции. Из-за того, что открытие каждой такой точки стоит жизни пяти-десяти более мелким торговым предприятиям, участники рынка не исключают: в какой-то момент в Москве открытие гипермаркетов может быть законодательно ограничено, как это делается в Европе.
Весь прошедший год операторы сетей гипермаркетов столичного региона были заняты тем, что присматривались к территориям в городской черте. Вслед за Metro и "Мосмартом", у которого два объекта из трех находятся в пределах МКАДа, в прошлом году об открытии гипермаркетов в Братееве и Отрадном объявил немецкий Real. А французский Auchan собирается добавить к гипермаркету в ТЦ "Л-153" в Марьине магазин на месте завода Орджоникидзе — всего в одном километре от Центрального административного округа (ЦАО). Впрочем, еще в 2004 году руководство французской сети заявляло, что теоретически хотело бы открыть в городской черте семьвосемь гипермаркетов.
Если магазины самого крупного формата будут продолжать с такой же скоростью двигаться от городских окраин в сторону центра, в течение относительно короткого срока может возникнуть ситуация, с которой столкнулись крупнейшие сети гипермаркетов в Западной Европе и США. Там их активное продвижение в городские центры в 1970–1980-х привело к банкротству местной розницы, которая не смогла конкурировать с гипермаркетами ни по ассортименту, ни по ценам.
В результате, например, по данным британских СМИ, в 1976–1989 годах в стране закрылись 44 тыс. магазинов, не выдержавших конкуренции с гипермаркетами крупных сетей, таких, как Tesco. С тех пор во многих европейских странах, например, в Германии или во Франции, открытие больших торговых объектов в городской черте законодательно ограничено. Так, во Франции еще в 1973 годубыл принят закон, согласно которому городские объекты торговой недвижимости площадью свыше 1,5 тыс. кв. м необходимо согласовывать со специально созданной для этого комиссией, которая оценивает, какой вред может нанести строительство местной инфраструктуре. В Германии есть законы местных властей, запрещающие располагать крупные торговые комплексы ближе чем в 10 км от крупных городов, а также запрещающие им работать по субботам и воскресеньям. Отчасти из-за законодательных ограничений бизнес гипермаркетов в Европе не так рентабелен, как сети хотели бы.
Операторы российских сетей гипермаркетов признают: они ожидают того, что в какой-то момент их деятельность в городах будут законодательно ограничивать, однако не считают, что этот момент близок. "Да, действительно, не исключено, что город будет против открытия новых гипермаркетов в пределах МКАДа. Такие меры сейчас предпринимаются не только в Западной Европе, но и в Польше", — признает замгендиректора сети "Мосмарт" Семен Слуцкий. Впрочем, по его словам, ситуация, в которой гипермаркеты начнут выдавливать остальную городскую розницу, возможна только в условиях жесткой конкуренции, которой пока в Москве нет. "Конечно, магазины в непосредственной близости обречены, не считая совсем маленьких у дома, однако это касается только точек в пятиминутной транспортной доступности", — считает Слуцкий.
Более пессимистичен сотрудник сети Auchan, который признает, что в течение года-двух лет после открытия гипермаркета разориться могут пять-десять магазинов в том же районе. А директор по развитию и торговле сети "Матрица" (сеть гипермаркетов в Башкирии и один — в Москве) Сергей Городецкий вообще считает, что гипермаркет в черте города может полностью уничтожить все магазины площадью от 500 кв. м в районе. "Если, конечно, выдержать концепцию и демпинговать, а не делать просто большой супермаркет, как мы это сделали в Москве", — добавляет он.
Оценка президента Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова более оптимистична: по его словам, максимум, к чему может привести открытие гипермаркета,— закрытие двух-трех близлежащих магазинов. А аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков отмечает, что наименее уязвимыми в случае прихода гипермаркетов окажутся не самые маленькие точки, а более крупные дискаунтеры, несетевые супермаркеты и, в особенности, рынки. "Например, влияние гипермаркетов на дискаунтеры станет очень серьезным в зоне десятиминутной транспортной доступности, но далее будет существенно уменьшаться", — предполагает эксперт.
Петр Мироненко
Андрей Наумчик