Город хочет ограничить стоимость строительных работ
Столичные чиновники придумали способ борьбы с демпингом при проведении торгов по объектам муниципального строительства. Город будет определять предельные цены работ по горзаказу, выходить за рамки которых участники конкурсов не смогут. Игроки рынка недвижимости предупреждают, что использование такого ценового коридора может существенно ухудшить качество строительства.
Московские власти предлагают устанавливать ценовой коридор при проведении конкурсов на строительные работы по объектам адресной инвестиционной программы столицы. Вчера это предложение руководителя департамента Москвы по конкурентной политике Геннадия Дегтева было одобрено на заседании столичного правительства. Чиновники убеждены: если установить предельные цены на те или иные подрядные строительные работы, это "позволит сформировать защитные меры от опасных последствий демпингового снижения цены при проведении торгов" и, как следствие, сэкономить 10–15% затрат от стоимости работ. Как рассказала "Бизнесу" руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, предельные цены будут определяться департаментом и комитетом Москвы по госэкспертизе проектов и ценообразования в строительстве. "На мой взгляд, цены должны меняться раз в полгода, поскольку строительный рынок очень подвижен", — считает Оглоблина.
Одним словом, чиновники заранее определят предельный уровень цен на строительные работы по адресным инвестиционным объектам, ниже и выше которых компания не вправе будет заявлять свои расценки на конкурсе. Ведь сейчас одним из критериев отбора победителей по горзаказу является наименьшая стоимость услуг, предложенная компанией. А если по новым правилам несколько компаний готовы будут выполнить работы по самым низким установленным ценам, тогда конкурсная комиссия определит победителя на основании совокупных критериев отбора, пояснил "Бизнесу" первый заместитель департамента Москвы по конкурентной политике Сергей Зайцев. В частности, эксперты будут сравнивать заявки компаний по функциональным характеристикам: гарантиям, срокам выполнения работ, эксплуатационным расходам, профессиональным качествам персонала и др. "Подобная практика существует в Москве и сейчас", — говорит Зайцев, напоминая, что совокупные критерии конкурсного отбора участников определены в федеральном законе о госзакупках, который вступил в силу еще 1 января 2006 года.
Столичные застройщики от инициативы правительства Москвы не в восторге. По словам члена правления компании "Метрополия" Вадима Свирида, нерыночного регулирования на цивилизованном рынке быть не должно в принципе, поскольку оно только нарушит существующий и отлаженный процесс. Пресс-секретарь компании "Сити-XXI век" Сергей Лядов не исключает вероятности того, что предложенная московскими чиновниками схема ценового коридора, несомненно, повысит конкурентоспособность участников конкурсов, однако сомневается в качестве такого подряда. "Если по низкой стоимости захочет работать только одна компания, стремясь получить горзаказ, возникает опасность ухудшения качества работ и использования при строительстве более дешевых стройматериалов", — предупреждает Лядов.
У некоторых экспертов возникают также вопросы к самой схеме борьбы с последствиями демпингового снижения цены при проведении торгов. "С одной стороны, город требует понижения цен за 1 кв. м, которые устанавливают застройщики. С другой — сам устанавливает планку, ниже которой опускаться игрокам рынка подряда нельзя. Это по крайней мере нелогично", — рассуждает Вадим Свирида.
Оксана Карпова
Маргарита Федорова