Западные инвесторы присматриваются к гостиничному бизнесу в регионах
По данным Jones Lang LaSalle, международные гостиничные операторы, такие как Accor, Hayatt, Rezidor SAS и Raffes International, давно изучают развивающиеся региональные рынки России в качестве потенциальных плацдармов для дальнейшего развития. Однако пока проекты на региональном уровне единичны и не влияют на рынок в целом. Инвесторы присматриваются и не спешат. Ведь, с одной стороны, превышение спроса над предложением, наблюдающееся сегодня практически повсеместно, делает возможным увеличение стоимости гостиничных номеров в регионах значительно больше того уровня, который соответствовал бы качеству предлагаемых услуг. С другой стороны, дефицит предложения достаточно хорошо обеспечивает спрос на уже имеющиеся номера.
"Безусловно, западные инвесторы видят высокий потенциал гостиничного рынка российских регионов: по нашим оценкам, в России необходимо построить и реконструировать не менее 200 тыс. номеров для того, чтобы обеспечить потребности развития экономических связей между регионами РФ. Кроме того, доходность гостиничных проектов в России выше, чем в европейских странах", - соглашается заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Марина Смирнова.
Гостиничный бизнес переживает сегодня фазу активного роста и вызывает повышенный интерес международных и российских инвесторов, заключают западные аналитики. Своеобразным толчком к развитию отрасли стала кипучая деятельность столичных чиновников: власти приняли решение снять гостиничный фонд с баланса города, продав свою долю в крупнейших гостиницах Москвы. В результате, столица лишилась значительной части свободных номеров – новые владельцы занялись реконструкцией "советского" номерного фонда. В общей сложности, как отмечают эксперты, в гостиничный рынок Москвы за последние два года было инвестировано более 1 миллиарда долларов.
На фоне постоянно растущего потока туристов и бизнесменов в столицу отели, готовые принять постояльцев, повысили свои цены. Так, по данным Jones Lang LaSalle, средняя стоимость суток проживания в московской гостинице составила 290 долларов. Эта сумма вывела первопрестольную на третье место в рейтинге по уровню доходности номера, который в Москве составил порядка 200 долларов. Первые два места в этом списке удерживают крупнейшие европейские столицы: Лондон, где ежедневная доходность номера равняется 300 долл., и Париж, где аналогичный показатель удерживается на уровне 250 долл. Эксперты рынка, отмечая "беспрецедентно" высокие цены в столичных отелях, разводят руками: гостиничный сектор сегодня - безраздельный рынок продавца, и основные игроки здесь уже определились.
Краснодарский край и Сочи как курорты с высоким туристским потенциалом, Урал, Поволжье, крупные города Сибири как центры деловой активности - это те регионы России, которые готовы предоставить площадки на любой инвестиционный вкус. Отдельно в списке стоит культурная столица, Санкт-Петербург, где аналитики прогнозируют рост гостиничного рынка на 40% в ближайшие пять лет. "Желание инвестировать в гостиничную недвижимость России значительно возросло за последние 18 месяцев: ряд инвестиционных компаний заявили о своих намерениях по созданию фондов для инвестиций в российскую гостиничную индустрию", - делится общим прогнозом главный исполнительный директор Jones Lang LaSalle Марк Уинн-Смит.
Так, в мае этого года ИК "Финам" заявила о намерении создать фонд Hotel Real Estate. На пробу потенциальным инвесторам предлагалось приобрести паи стоимостью 14 тысяч рублей за единицу. Входной порог снизили максимально – было достаточно приобретение одного пая. Однако паевой инвестфонд на строительство гостиничного комплекса в одном из крупных региональных центров так и не был сформирован. "Конфликт между застройщиком и владельцем земельного участка привел к тому, что мы отказались от проекта еще в начале сентября 2006 г. Риски были слишком высоки", - пояснил "РБК-Недвижимости" руководитель пресс-службы ИК "Финам" Владислав Кочетков. Несмотря на первую неудачу, аналитики компании отмечают высокий интерес потенциальных инвесторов к проекту. "Региональный гостиничный рынок нельзя назвать открытым, и это, безусловно, отталкивает западных инвесторов. Трудно получить информацию по гостиничной отрасли: статистика турпотоков, лежащая в основе анализа спроса, остается несовершенной", - подчеркивает М.Смирнова.
Елена Прогонова