Дворцы и усадьбы выставят на продажу
В скором времени любой желающий и имеющий деньги сможет приобрести в собственность купеческий особняк или графскую усадьбу. Правительство обещает до конца года снять ограничения на приватизацию памятников архитектуры. Депутаты, в свою очередь, собираются определить условия передачи прав собственности на них. Соответствующий законопроект в ближайшее время поступит на рассмотрение Госдумы.
В 2002 году власти объявили мораторий на приватизацию памятников, который должен действовать до появления закона о разграничении прав собственности на эти объекты. Сейчас можно занять усадьбу и дворец лишь на правах аренды или доверительного управления. Желающих немного: принимая на себя охранные обязательства по реставрации и содержанию, инвесторы не получают никаких поощрений от государства. "В отношении инвесторов сегодня распространяется политика кнута: не выплачиваются ни компенсации за участие в реставрации памятника, ни льготы по арендной плате", - заявила зампред думского комитета по культуре Елена Драпеко, выступая в пятницу на семинаре-совещании по проблеме приватизации памятников в Санкт-Петербурге, организованном комитетом Госдумы по собственности.
При этом в одиночку государство плохо справляется со своей обязанностью по содержанию памятников. По данным Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, на сегодняшний день в России около 89 тыс. памятников архитектуры, на содержание которых тратится в семь раз меньше средств, чем нужно. Спасти памятники, по мнению чиновников, может только приватизация. Министерство культуры совместно с Минэкономразвития уже подготовили законопроект о снятии моратория. Сейчас он находится на согласовании с профильными ведомствами. Однако депутаты считают, что одним снятием ограничения на продажу объектов культурного наследия проблему не решить. И готовят свой законопроект, который предлагает особую модель их экономического использования.
Продавать памятники депутаты предлагают по цене общественного достояния (фактически цена возможной утраты), уменьшенной на величину всех обременений (обязанности по реставрации и содержанию, обеспечение публичного доступа к объекту). "Конечная цена может оказаться отрицательной, если собственник приобретает разрушенный особняк и обременения по его восстановлению превысят его изначальную стоимость, - поясняет председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский. - И это потребует еще и прямых выплат от государства".
МЭРТ не поддерживает такой модели приватизации. "Продаваться памятники должны по рыночной стоимости, как и другие объекты недвижимости, - утверждает начальник отдела приватизации и управления федеральным имуществом департамента корпоративного управления МЭРТ Ольга Соколова. - Мы не можем навязать рынку памятник ни по сверхстоимости, ни отдать его по меньшей цене".
Помимо стоимости выкупа законопроект коснется действующей системы надзора за памятниками. Депутаты предлагают создать публичный реестр объектов культурного наследия со всеми охранными обязательствами, возложенными на собственника.
Общественная палата предлагает ужесточить и наказание за плохое содержание памятников. Не исключено, что помимо существующих ныне административных штрафов в законодательстве появится гражданско-правовая и уголовная ответственность, вплоть до 25 лет лишения свободы за утрату объекта культуры. По словам депутата законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексея Ковалева, сегодня недобросовестный собственник может отделаться лишь небольшим штрафом в несколько сотен рублей. Помимо политики кнута депутаты настаивают на введении "пряничных мер" - налогового и финансового стимулирования для тех, кто решится на приватизацию памятника архитектуры. Однако Минфин, исповедующий принцип равенства всех налогоплательщиков, вряд ли пойдет на это.
Людмила Новикова