Склад за 3 млрд долларов
Компания "Евразия Логистик" намерена до 2010 года отстроить на территории России порядка 5 млн кв. метров логистических комплексов класса А. По собственным оценкам девелопера, инвестиции в реализацию 16 проектов складских терминалов составят 3 млрд долларов.
В списке городов освоения значатся отечественные города-миллионники, а также столицы стран ближнего зарубежья - Киев и Алма-Аты. Согласно планам, которые озвучил в ходе конференции "Инвестиции в российскую недвижимость" коммерческий директор "Евразия Логистик" Алексей Гришко, компания займет долю в 46% рынка складской недвижимости в московском регионе.
"Евразия логистик" — "дочка" ИПГ "Евразия", принадлежащей казахскому банку "ТуранАлем". Занимается девелопментом логистических комплексов класса А на территории СНГ. Весной этого года "Евразия Логистик" заключила соглашение с сингапурским фондом CapitaLand о продаже 10 процентов своих акций. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила 200 миллионов долларов.
Проектам в Москве и Екатеринбурге уже дан старт: 1–ая очередь комплексов "Северное Домодедово" в столице и "Пышма" в Екатеринбурге будет сдана в августе 2007 года. Кроме того, в этом году начнется реализация проектов в Казани, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгограде, Ростове-на Дону и Краснодаре, а в 2008 году выведут технику на стройплощадки в Липецке, Саратове, Самаре, Уфе, Челябинске, Красноярске, Киеве и АлмаАты. Полностью цепочка из 16 складских терминалов будет сдана к 2010 году. Общий объем инвестиций в реализацию 16 комплексов составляет, по собственным оценкам "Евразия Логистик", порядка 3 млрд долларов.
Директор департамента складской недвижимости Colliers International Максим Шакиров напоминает о том, что большинство городов–миллионников пока ощущают дефицит качественных складских комплектов. "Вместе с тем, в Казани уже заявлен крупный проект складского комплекса Q-Park от ирландской Quinn Group, и в ближайшем будущем операторы могут столкнуться с ощутимой конкуренцией", - отмечает г-н Шакиров.
Кроме того, в так называемую "группу миллионников" попал Липецк, что вызывает сомнения эксперта относительно успешности проекта. "Липецк не является стратегической точкой на карте транспортных потоков России, поэтому не исключено, что проект разрабатывается под конкретного арендатора", - отмечает Максим Шакиров.
В компании Knight Frank, напротив, полагают, что полумиллионный Липецк имеет весьма привлекательные перспективы для складского девелопмента. "Липецк расположен всего в 60 км от федеральной трассы "Дон". Кроме того, там находится ряд мощных предприятий, в том числе завод крупного производителя бытовой техники - Мерлони. Город является центром притяжения квалифицированных специалистов из соседних областей, а также производителей комплектующих. На местном рынке присутствуют крупные ритейловые сети. Совокупность этих факторов позволяет предположить, что в перспективе двух лет объем в 150-200 тыс. кв. метров складских помещений (класс А и В) будет, конечно же, востребован", - говорит директор отдела складской, индустриальной недвижимости, земли Knight Frank Вадим Прозоров.
Елена Прогонова