Градостроительный беспредел
Точечная застройка в Москве принимает масштабы стихийного бедствия, справиться с которым руководство города просто не способно. Для этого у чиновников нет ни желания, ни возможностей. Властные структуры слишком крепко связаны с застройщиками. В столице в данный момент существует около 700 точечных строительных объектов, зачастую вызывающих обоснованные протесты горожан. Это настоящая социальная бомба, которая может взорваться в любой момент. Комитет гражданского контроля совместно со столичным Советом инициативных групп обратились к высшему руководству страны с просьбой пресечь чиновничий градостроительный беспредел. Еще до президентских выборов соответствующее письмо было направлено Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву. Текст обращения оказался в распоряжении РБК daily.
Авторы письма считают, что градостроительная политика правительства Москвы, проводимая с 1990-х годов, ведет к уничтожению благоприятной среды обитания для граждан, московских культурно-исторических памятников, наносит невосполнимый ущерб столичной природе и экологии, провоцирует многочисленные нарушения природоохранного и градостроительного федерального законодательства.
В последние два года ситуация обострилась до предела. В столице несколько раз были зафиксированы беспорядки на почве несогласия местных жителей с тем, что их мнение в процессе принятия решений по очередному объекту никого не волнует. Один из самых ярких примеров – ситуация в Южном Бутове. Тогда для захвата идущего под снос дома, жильцы которого отказались подчиняться властям, пришлось задействовать ОМОН. Стоит заметить, что ситуацию в своих интересах неоднократно пытались использовать оппозиционные политические силы, причем едва ли речь шла о конкретной помощи страдающим от произвола москвичам. Все сводилось к желанию оппозиционеров "попиариться на скандалах".
Впрочем, порой имели место и действительно конструктивные скоординированные действия инициативных групп жителей из разных районов города, поддержанные депутатами Мосгордумы и рядом общественно-политических движений. По мере нарастания противостояния властям пришлось пойти на "виртуальные" уступки. Сверху было спущено предложение – решать проблемы совместно путем согласования позиций на специально созданной Межведомственной комиссии по проблемам «точечной» застройки (МВК).
У "униженных и оскорбленных" москвичей появилась было надежда на конструктивный диалог, но вскоре выяснилось, что в реальности никто ничего согласовывать непосредственно с гражданами не собирается. Глава МВК Александр Кузьмин стал периодически встречаться с жителями "горячих точек" и выслушивать их претензии, но при этом обычно заявлял, что сам ничего не решает, а только доводит информацию до сведения руководства.
"Скоро стало ясно, что МВК существует виртуально: не известны ни состав, ни полномочия, ни регламент работы, а вместо обещанных протоколов ее заседания нам постфактум сообщались принятые решения. Согласно таким сообщениям, из 300 рассмотренных конфликтных объектов только по 30 выявлены нарушения (то есть жители оказались правы), но все остальные проекты "соответствуют техническим, градостроительным и иным регламентам", – говорится в совместном обращении Комитета гражданского контроля и столичного Совета инициативных групп к Путину и Медведеву.
Авторы обращения утверждают, что реализация каждого из этих "соответствующих регламентам" проектов повлечет или уже повлекла уничтожение озелененных дворов с детскими и спортивными площадками, стадионов, скверов, охраняемых государством памятников культурно-исторического наследия. Среди прочих есть даже объект, строящийся на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами. "По каждому объекту у нас имеются документальные доказательства", – говорится в письме, отправленном Путину и Медведеву.
В последние месяцы вместо того, чтобы вести хоть какой-то диалог с москвичами, местные власти предпочитают прятаться за спины милиции. В феврале такое происходило дважды. Сотрудники правоохранительных органов под различными предлогами задерживали активистов-обществеников. В неформальных беседах им предлагалось "не высовываться" до президентских выборов. Столь странный "алгоритм сотрудничества" был избран во время разрешения споров вокруг объектов, находящихся на улице Маршала Жукова ,14 и в Ореховом проезде, 41. Между тем руководителем предвыборного штаба кандидата в президенты Дмитрия Медведева по Москве являлся не кто иной как глава столичного стройкомплекса и первый заместитель мэра Владимир Ресин. В данном контексте становится понятно, почему перед президентскими выборами "градостроительные" вопросы всеми доступными средствами пытались замять.
"От президента и его преемника мы постоянно слышим слова о необходимости становления гражданского общества, о приоритете гражданских прав, о заботе об экологии окружающей среды. Мы и наши движения и есть составляющие гражданского общества, мы отстаиваем конституционное право граждан на благоприятную среду обитания, мы защищаем от уничтожения природу и экологию", – резюмируют авторы обращения к Путину и Медведеву.
Президентские выборы прошли. Дмитрий Медведев, по предварительным данным, одержал на них убедительную победу. И теперь самое время показать, что его предвыборные заявления не были всего лишь конъюнктурной риторикой. Вмешательство в ситуацию с "точечной" застройкой столицы на самом высоком уровне помогло бы избежать социальной напряженности в регионе, способной осложнить жизнь федеральным властям. Еще в советские времена союзное руководство принимало активное участие в решении важных для Москвы вопросов и разработке планов ее развития. Данную практику вполне можно было бы возродить сейчас. Продолжать игнорировать комплекс столичных строительных проблем просто опасно. Если в московских "горячих точках" одна за другой начнут взрываться "строительные" мины, пострадать могут даже стены Кремля.
АЛЕКСАНДР ШИРОКОВ