Столице нужны деловые районы
Любой бизнес-центр должен предлагать арендатору не только необходимые площади нежилых помещений, но и полноценную инфраструктуру, в том числе удобные транспортные развязки и парковку. К сожалению, далеко не все деловые центры могут похвастаться транспортной доступностью и наличием паркинга. Ни арендаторы, ни посетители в таких условиях не могут чувствовать себя комфортно. Кроме того, хаотичный разброс офисных зданий в Москве только усложняет ситуацию на столичных дорогах. Один из вариантов решения проблемы увеличения комфортабельных рабочих мест и даже транспортного вопроса – строительство деловых районов.
Согласно постановлению правительства Москвы № 88-ПП от 05.02.2008, одной из главных задач по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями является создание многофункциональных деловых центров для субъектов малого предпринимательства на общественных территориях города. До 2010 года планируется ввод около 40 МДЦ площадью 800 тыс. кв. м, до 2025-го – 4,4 млн кв. м.
"С учетом сегодняшнего уровня экономического развития страны и города Москвы в частности, роста инвестиционной привлекательности и активного развития деловой сферы деловые районы, безусловно, нужны городу, – говорит Ольга Широкова, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood. – На сегодняшний день уровень деловой активности в Москве очень высок. На территории Московского региона ведет деятельность огромное количество отечественных и зарубежных компаний, и со временем оно только вырастет. Объективным отражением этой тенденции являются низкие показатели вакантных офисных площадей и все еще довольно остро ощущающийся дефицит площадей".
Наглядным примером делового района в Москве является ММДЦ "Москва-Сити". Квартал содержит большое количество офисных площадей, имеет насыщенную инфраструктуру и находится около станции метрополитена. Но для того, чтобы решить все поставленные правительством задачи, одного такого района, при всей его масштабности, столице явно не хватит. "В больших городах должно быть несколько деловых районов, – считает начальник отдела департамента строительства Ассоциации строителей России Елена Шувалова. – Если в Москве, как в Нью-Йорке, появится всего один деловой центр, куда будут стекаться люди с разных концов города, возникнет большая транспортная проблема. В столице лучше сосредоточить деловые районы в каждом округе. Это не только решит проблему количества рабочих мест, но в то же время поможет самому городу, и уже не будет "случайных" новостроек – отдельных бизнес-центров". Многие москвичи работают за пределами своих округов, тратят по нескольку часов для того, чтобы добраться до рабочего места. Возможно, если в каждом округе столицы появится деловой район, то москвичам не нужно будет выезжать на работу в другие уголки столицы. Косвенно такая организация рабочего процесса может повлиять на уменьшение транспортной загрузки в городе.
К тому же, по мнению Андрея Бушина, генерального директора компании "МИЭЛЬ – коммерческая недвижимость", деловые районы некоторым образом могут решить проблему дефицита качественных помещений для бизнес-структур. "В силу того что запрещена точечная застройка, комплексный девелопмент позволяет некоторым образом решить данную проблему. Также стоит отметить, что появление и развитие деловых районов служит фактором привлекательности Москвы, однако для более эффективного функционирования таких районов необходимо разбавлять эту инфраструктуру торгово-развлекательной составляющей".
Москва активно начинает застраиваться деловыми кварталами. "Потенциал нашей столицы позволяет говорить о том, что таких районов уже сложилось четыре: помимо Москва-Сити это Павелецкий район, возникший в результате редевелопмента промзон, Замоскворечье и Нагатинский деловой район вокруг Московского городского технопарка на части бывшей территории ЗиЛа", – рассказывает Андрей Астахов, генеральный директор ОАО "Московский бизнес-инкубатор" – девелопера строительства крупнейшего в Европе Московского городского технопарка Nagatino-iland. По мнению эксперта, деловые районы – неизбежное будущее не только столичного строительства, но и областного. "Особенность транспортной доступности в Москве и некие социально-демографические факторы размещения трудовых ресурсов, приведут, видимо, к тому, что все большую роль будет играть ближнее Подмосковье. Деловые районы появятся на окраинах мегаполиса, в местах развязок железнодорожного транспорта и доступа в аэропорты", – считает Андрей Астахов. Однако, по мнению Андрея Титюника, директора департамента недвижимости MIRAX Group, "площадей под масштабную застройку в городе очень мало, поэтому, скорее всего? крупных деловых центров, подобных Москва-Сити, будет немного".
Что касается других городов России, пока необходимости в масштабном строительстве деловых кварталов в регионах не ощущается. "В Санкт-Петербурге хотят создать деловой район, но его строительство задумано в историческом центре, что совершенно противоречит архитектурному облику города, поэтому вряд ли проект будет реализован, – говорит Елена Шувалова. – В других городах России строительство деловых районов идет не такими высокими темпами, как в Москве, а в некоторых городах даже не планируется". Но, по ее мнению, в регионах также целесообразно образовывать деловые центры и кварталы, пусть и несколько меньшего формата, чем в столице. "Главное условие – строительство таких зданий, которые не нарушали бы исторического и архитектурного облика города", – заключает эксперт.
Ольга Петрова