Десять лет, которые потрясли рынок недвижимости
В середине декабря одна из самых крупных и влиятельных профессиональных ассоциаций России — Уральская палата недвижимости отмечает свой десятилетний юбилей. В настоящий момент УПН — негосударственная ассоциация, объединяющая более 200 агентств недвижимости Екатеринбурга и Свердловской области. На протяжении всего времени работы главными задачами УПН было и остается создание цивилизованного рынка недвижимости, обеспечение благоприятных условий работы для предприятий — профессиональных участников рынка и обеспечение клиентам этих предприятий гарантий честного и продуктивного сотрудничества. Об истории возникновения и развития профессионального сообщества участников рынка недвижимости и пошла речь в интервью корреспондента АПИ Артема Рябова с исполнительным директором Уральской палаты недвижимости Рустемом Галеевым.
- Как возникла УПН и какие задачи перед ней ставились?
- Появление профессиональной ассоциации участников рынка недвижимости Екатеринбурга, несомненно, было продиктовано временем. Напомню, 15 декабря 1995 года Уральская палата недвижимости была официально зарегистрирована, и этот день мы считаем датой нашего основания, но еще в августе 1995-го прошла учредительная конференция УПН, на которой и было решено создать такую структуру. На этой августовской конференции помимо утверждения учредительных документов была определена «программа минимум». Отталкиваясь от определенных тогда требований к нашему риэлтерскому некоммерческому объединению, можно проследить, чего удалось добиться Уральской палате недвижимости в минувшее десятилетие.
Первым принятым решением было создание профессиональной информационной базы для информационного обеспечения риэлтерской деятельности. Второе — создание учебного центра, специализированного центра по подготовке специалистов-риэлтеров. Третье — создание механизма досудебного разрешения конфликтных ситуаций между участниками рынка недвижимости. Отмечу, что первоначально в планах было создание третейского суда, но потом эта мысль трансформировалась в создание комиссии по профессиональной этике и контролю за соблюдением профессиональных стандартов УПН. Четвертое направление - участие в процессе государственного лицензирования риэлтерской деятельности.
Сейчас можно констатировать, что все эти четыре пункта нашей "программы минимум" были выполнены. УПН появилась на этапе формирования екатеринбургского рынка недвижимости и заложила основные постулаты взаимоотношений на этом рынке. Это сыграло свою роль, и сегодня рынок недвижимости выглядит достаточно цивилизованно. До идеала далеко, но в нашей жизни мало, что есть идеального. По уровню развития отношений между участниками рынка недвижимости, мы вполне можем похвалиться перед другими регионами. Так, по итогам прошлого, 2004 года, Уральская Палата Недвижимости стала лауреатом конкурса Российской Гильдии Риэлторов "Профессиональное признание" в номинации "Лучшая региональная ассоциация".
- Давайте остановимся на пунктах "программы минимум" подробнее...
- Относительно информационной базы по объектам недвижимости — это достаточно эффективный, качественный, а теперь уже и незаменимый инструмент риэлтерской деятельности. Более того, аналогов нашей информационной базе нет нигде в России. Каждый объект недвижимости представленный в базе максимально корректно описан, потому еще до его осмотра, что называется "вживую", участник рынка имеет представление о нем. Кроме того, эта база едина для всех риэлтеров, потому максимально ускоряет процесс взаимодействия. Как результат, мы можем говорить об особом, уникальном качестве работы риэлтеров с клиентами. Информационная база УПН — своеобразный гарант эксклюзивности взаимоотношений клиента с риэлтером.
- Эксклюзивности?
- Именно эксклюзивности. Благодаря наличию профессионально сделанной информационной базы, каждый риэлтер имеет более или менее полное представление о текущем состоянии рынка и может представить клиенту истинную картину относительно интересующего объекта. Благодаря универсальному и эффективному инструменту рынка — нашей информационной базе — специалистам рынка удается прийти к определению единичности каждого объекта, что позволяет сделать взаимоотношения клиентов и риэлтеров наиболее гармоничными.
- К слову о взаимоотношениях клиентов и риэлтеров, Вы говорили, что УПН удалось выработать механизм досудебного разрешения конфликтов...
- Да, ассоциации удалось выработать такой механизм. Комиссия по профессиональной этике и контролю за соблюдением профессиональных стандартов УПН — это своего рода суд чести, который формируется из самих профессиональных участников рынка — наиболее достойных, авторитетных и уважаемых, зарекомендовавших себя на этом рынке профессионалов. Комиссия выбирается на общем заседании ассоциации и действует в течение года. Эта комиссия рассматривает, насколько деятельность того или иного риэлтера в конкретной ситуации соответствует представлениям о профессиональной этике. В результате деятельности этой комиссии, количество жалоб на агентства недвижимости уменьшается
- Тогда вернемся к вопросу о профессионализме. Что представляет собой учебный центр УПН?
- До 1995 года в Екатеринбурге специальное образование для риэлтеров отсутствовало, а вопрос подготовки был чрезвычайно актуален. На учредительном собрании УПН одной из задач было определено создание учебного центра, специализированного центра по подготовке специалистов-риэлтеров. Уральская палата недвижимости разработала и внедрила специальные программы для подготовки риэлтеров. Наши краткосрочные курсы сразу начали пользоваться популярностью и, впоследствии, были признаны на федеральном уровне. Учебному центру УПН удалось получить официальную лицензию на образовательную деятельность. Теперь, ежегодно выпускниками наших курсов и мастер-классов становятся порядка 500 человек. Я считаю, что это вполне можно считать успехом.
- Как менялся сам рынок в эти 10 лет?
- К 1995 году, когда появилась УПН, рынок недвижимости существенно поменялся по сравнению с началом 90-х, когда риэлторское движение только зародилось. Массовое количество объектов недвижимости уже было сформировано, а количество участников "подросло". Если в 1993-м году в уральской столице насчитывалось не более 15 агентств недвижимости, то к году рождения УПН их было уже 80. Приблизительно тогда же на рынок вышли и другие "непрофильные" игроки, в частности, банки. Уже в середине 90-х в Екатеринбурге появилась первая модель ипотечного кредитования. Уральский банк Сбербанка России в 1996-97 годах начал выдавать первые ипотечные кредиты. И уже тогда была ясна перспективность этого направления.
Кроме того, стабилизировался рынок застройщиков — на смену УКСам пришли частные строители и банки всерьез заинтересовались инвестированием в новое строительство. Плюс, кредитные учреждения начали выдавать кредиты под залог недвижимости. Но для этого понадобилась и еще одна категория специалистов —оценщики. Все эти изменения на рынке недвижимости требовали формирования особых правил поведения на рынке с учетом интересов всех его игроков. И создание УПН в первую очередь было продиктовано необходимостью объединения всех участников рынка и выработки единых правил игры. В результате, многие застройщики, оценщики или их объединения и дочерние структуры являются членами УПН.
- А что конкретно изменилось на рынке?
- За эти 10 лет поменялось многое. Во-первых, произошел перелом в сфере строительства жилья. Согласитесь, вновь вводимое жилье — основной источник наполнения рынка недвижимости. В начале 90-х произошел резкий спад ввода жилья: в 1991 году объем вводимого жилья равнялся 600 тысячам квадратных метров, а уже с 1992 и почти до конца 90-х произошло 50% сокращение объемов вводимого в строй жилья. Вплоть до 2000 года в Екатеринбурге вводилось примерно 300 тысяч квадратных метров. Затем начался подъем. Сегодня объемы ввода почти выровнялись с ситуацией 1991 года — и это очень существенно. Город привлекателен с точки зрения проживания в нем и потому вводимое жилье — одно из условий его развития...
- Но в Екатеринбурге жилье стоит очень дорого...
- Высокие рыночные цены определяют высокий уровень рентабельности строительства и обеспечивают увеличение объемов строительства. Не думаю, что себестоимость строительства в Екатеринбурге и, например, Каменске-Уральском существенно различается, однако в том же Каменске-Уральском темпы строительства гораздо ниже, и причиной этому именно низкая рыночная цена. Строитель не заинтересован инвестировать капитал в дешевое жилье. Нет, я не хочу обидеть строителей и администрацию Каменска-Уральского — абсолютно такая же ситуация и в других городах, а подчас и целых регионах. Чем ниже цена на жилье — тем меньше и объемы строительства.
Есть мнение, что высокие цены тормозят темпы строительства в Екатеринбурге. Отнюдь, по показателям строительства и ввода жилья, Екатеринбург опережает все российские города-миллионники за исключением столиц. Если последние изменения в законодательстве кардинальным образом не изменят ситуации, то дальнейшая позитивная динамика сохранится. И проблема недостатка жилья постепенно будет уменьшаться. Уже сейчас в планы застройки Екатеринбурга закладываются целые микрорайоны с объемом строительства до 200-250 тысяч квадратных метров в год. Если к имеющимся 500 тысячам добавить еще и этот объем застройки то мы выходим не только на дореформенный уровень, но и превышаем его.
- Вернемся к изменениям на рынке.
- В нормативной базе рынка недвижимости за эти 10 лет произошли самые серьезные изменения: были приняты все основополагающие законы, по которым работают его участники. Сейчас даже немного странно,— непонятно, как мы жили все годы с начала реформ до принятия Гражданского, Жилищного, Градостроительного, Налогового, Земельного кодексов. Все предшествовавшие документы были созданы еще в советский период и абсолютно неприменимы сегодня. Теперь нормативная база приведена в тот вид, какой необходим для нормального функционирования рынка недвижимости и соответствует реалиям нашей жизни.
Изменения произошли и в части участия банков процессе развития рынка недвижимости. В частности, об ипотеке заговорили серьезно. Я уже упоминал, что Сбербанк начал выдавать ипотечные кредиты еще в 90-е годы, но он был единственным на тот момент. Более того, в 1998-м году, за полгода до кризиса, не сворачивая программы официально, выдача кредитов на покупку жилья была остановлена. Правда, потом Сбербанк был первым, кто вернулся на рынок ипотеки. С появлением Федерального агентства по ипотечному жилищному кредитованию появилась первая конкуренция — конкуренция двух банков: Сбербанка и ОАО "СКБ-Банк".
В последние год-полтора конкуренция усилилась чрезвычайно — сегодня в Екатеринбурге работает полтора десятка банков, работающих по ипотеке. Кто-то работает через САИЖК, кто-то реализует собственные программами.
Вообще, на рынке произошло очень много изменений, перефразируя классика, мы пережили "10 лет, которые потрясли рынок недвижимости". Однако надо сказать, что УПН изменялась вместе с рынком — вслед за изменением отношений мы становились активнее, профессиональнее, увереннее.
- Десять лет УПН проработала на рынке недвижимости, а что будет дальше?
- Изначально УПН создана для решения проблем участников рынка. Частично мы проблемы решили — появились информационная база, собственные СМИ, учебный центр. Это все живет и функционирует — а потому одной из грядущих задач станет поддержание этого большого комплекса в рабочем состоянии. У нас есть миссия — создание благоприятных условий для участников ассоциации и выполнение этой миссии будет продолжено. Информационные базы будут совершенствоваться. В частности, одна из первоочередных задач — создание информационной базы объектов недвижимости по Свердловской области. Кроме того, УПН планирует расширение спектра образовательных услуг в сфере недвижимости, в том числе, начать подготовку управляющих недвижимостью.
Кроме того, мы планируем начать совместную с администрацией Екатеринбурга работу по выполнению требований земельного кодекса. Мы предлагаем свою помощь в проведении тендеров. Вообще, тендерные отношения имеют очень высокий риск для всех участников этих аукционов. Застройщик, приобретающий землю под строения должен знать, что его инвестиции не только окупятся, но и принесут прибыль. При этом администрация Екатеринбурга не может снизить цену, поскольку деньги на подготовку этого участка к тендеру уже вложены и освоены. Поэтому очень важно на этапе планирования оценить, что данный участок в перспективе может дать. Я считаю, что именно в этом контексте опыт профессиональных участников рынка недвижимости — риэлтеров будет очень полезен, поскольку эти специалисты прекрасно представляют конъюнктуру рынка и могут определить цену объекта, что называется "на глаз".
Таким образом, планов у нас много. Десятилетие — это только повод оглянуться назад и оценить, что сделано, но ни в коем случае не причина останавливаться. Работы впереди много.