В. Можаровский: "С правовой точки зрения, сделки с землёй в Сочи оформлялись некорректно".
Олимпийский проект сделал стоимость земли в Сочи кратной расценкам двух столиц. Однако регион, возможно, не готов к столь резкому росту инвестпривлекательности. В первую очередь, из-за нехватки механизмов регулирования расцветающего рынка. О том, какие правовые тонкости существуют в регионе и как они могут отразиться на секторе недвижимости, редактору "РБК-Недвижимости" Арине Ковиной рассказал партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский.
На Ваш взгляд, что стало причиной появления закона об изъятии земель для госнужд в рамках олимпийского проекта?
Спортивные объекты составляют лишь около десяти процентов от того, что реально должно быть построено в рамках олимпийского проекта. Насколько мне известно, в Сочи требуются дополнительные инженерные и тепловые сети, а также новые гостиничные, торговые и развлекательные объекты. Подобный объем работ предполагает комплексную застройку целых районов. Причем, строительство должно завершиться строго к определенному сроку. На мой взгляд, именно по этим причинам правительство готово идти на столь жесткие меры как изъятие земель.
Может ли данный законопроект, по Вашему мнению, применяться в дальнейшем не только в Сочи?
Рынок устроен таким образом, что в таких масштабах вряд ли. Дело в том, что земли могут изыматься только для государственных нужд, перечень которых четко определен: нужды обороны, безопасности и транспортной инфраструктуры, международные обязательства, нужды недропользования и некоторые другие. Но в любом случае перед тем, как в Сочи будет производиться непосредственно изъятие земель, должен быть составлен полный перечень всех объектов, для возведения которых проводится это изъятие.
Вы говорили о том, что земли в Сочи находятся в федеральной собственности. Можете рассказать подробнее?
Начиная с 90-х гг., территория Большого Сочи относится к особо охраняемым природным территориям и, соответственно, находится в федеральной собственности. Я не берусь утверждать, что все без исключения земли этого города находятся в федеральном ведении, но значительная часть - однозначно. Это означает, что все сделки с землей также должны были проводиться на федеральном уровне. Однако, фактически земельным фондом распоряжались местные власти, в частности, муниципалитет. Поэтому из-за превышения компетенции с точки зрения права большинство сделок оформлялось некорректно. Соответственно, у федеральных властей есть юридический инструмент для изъятия земель, но необходимо определить техническую сторону вопроса: как изымать и предлагать ли что-то взамен.
Какие возможности этот юридический инструмент дает властям?
В случае неправомерного распоряжения землей ее просто возвращают законному владельцу, в данном случае, государству. При этом, компенсация или замена не предоставляются. Однако это только юридическая сторона вопроса. Жилая недвижимость относится к одной из острых социальных сфер, поэтому здесь уместны и другие факторы, кроме юридических. К тому же, на данную собственность могут быть документы, заверенные мэром или местными властями. Даже если такой документ не действителен, его все равно следует принимать во внимание.
Насколько мне известно, власти придерживаются аналогичной позиции. После выбора Сочи олимпийской столицей губернатор Краснодарского края Александр Ткачев официально заявил о том, что даже в случае неправомерного или некорректного оформления собственности, ее владельцам будет предоставлена адекватная замена.
Остается ли возможность приватизировать земли в Сочи и как на ней скажутся новые приватизационные правила?
Решением администрации Сочи все приватизационные процессы там были остановлены. На мой взгляд, это разумное решение, поскольку необходимо сначала определить точный перечень земель, которые будут задействованы в Олимпийском проекте. Однако, не исключено, что в дальнейшем приватизационная стоимость земель возрастет в разы.
В целом, новые правила приватизации земель под промпредприятиями предоставляют более выгодные условия (2,5 % от кадастровой стоимости в регионах, до 20% - в столицах – "РБК-Недвижимость"). Но, несмотря на это, у меня нет иллюзий, что завтра бюджет страны резко пополнится приватизационными деньгами. В Сочи этого скорее всего не случится. Думаю, такая позиция местных властей сохранится до 1 января 2010 года, когда вступят в силу новые правила и регионы смогут самостоятельно устанавливать цену приватизации земли. Естественно, что в тех регионах, где стоимость земли высока и земельные ресурсы ограничены, власти предпочитают "придержать" участки. В частности, в столице с 2001 года было зафиксировано всего около 200 сделок приватизации земли. И подавляющее большинство сделок, где продавцом выступало Правительство Москвы, проводились через суд.