По системе таксистов: как можно регулировать работу риелторов
В июне 2016 года в Госдуму был внесен законопроект о регулировании риелторской деятельности. Однако он пока не получил одобрения правительства. Вместе с тем факт, что уже в начале лета в этой сфере наблюдалась высокая активность со стороны депутатов, позволяет предположить, что осенью работа на данном направлении будет продолжена. Таким образом, вполне вероятно, что конец 2016 — начало 2017 года ознаменуются новым этапом дебатов о том, стоит ли регулировать деятельность риелторов и как это лучше делать. На мой взгляд, наиболее перспективная система регулирования риелторской деятельности в России могла бы выглядеть следующим образом.
На первом (нижнем) уровне сертифицируются непосредственно специалисты, то есть те люди, которые будут работать с клиентами. Эти специалисты должны пройти обучение на базе аккредитованных государством образовательных организаций, имеющих право выдавать документы о дополнительном профессиональном образовании. Выдаваемый сертификат и, возможно, некая сертификационная карточка, которую можно было бы показывать клиенту при встрече, должны стать подтверждением того, что риелторы имеют по крайней мере базовые понятия о секторе экономики, в котором работают, и об обычаях делового оборота. То есть это, так скажем, «защита от непрофессионала».
Образовательная программа должна состоять из общей части и специального раздела. Общая часть предполагается единой для всех субъектов Федерации. В специальном разделе будет рассматриваться специфика законодательства, специфика работы, специфика устройства и функционирования рынка недвижимости в каждом конкретном регионе.
В дальнейшем было бы целесообразно, чтобы каждый специалист проходил дополнительное обучение и повышал свою квалификацию раз в три-пять лет. Это весьма актуально, потому что сейчас на рынке работает достаточное количество риелторов, начинавших еще в 90-е годы, они с тех пор ничему не учились, но по-прежнему считают себя «суперпрофессионалами». Однако на самом деле и законодательство, и сами формы работы на рынке ушли далеко вперед. И многие такие риелторы могут принести клиенту больше вреда, чем пользы.
Следующий (верхний) уровень — непосредственно регулирование деятельности риелторских компаний. Здесь, на мой взгляд, нецелесообразно государственное вмешательство, но имеет смысл введение саморегулирования, при котором риелторские компании образуют саморегулируемые профессиональные организации, разрабатывают единые правила игры, формируют стандарты работы, несут ответственность перед клиентами за счет образования компенсационных фондов, то есть включается своеобразный инструмент круговой поруки, где каждый отвечает за каждого. Подобный подход не предусматривает какого-то крайне жесткого лицензионного варианта регулирования, который мы уже проходили и действенность которого зависит непосредственно от воли государства, от того, насколько эффективно работает государственный аппарат. В сегодняшних условиях, для того чтобы он работал эффективно по всей стране, необходимы дополнительные средства, увеличение штата чиновников, что совсем не в духе времени. Поэтому вариант саморегулирования, который не требует практически никаких инвестиций от государства, но в то же время позволяет навести элементарный порядок в этом сегменте рынка, был бы целесообразен.
Система, которая мне видится наиболее рациональной, чем-то, может быть, напоминает систему деятельности такси. То есть сами водители, непосредственно работающие с клиентами, проходят обучение, имеют удостоверение соответствующего образца, заключают трудовые отношения с компанией-работодателем и несут в том числе и персональную ответственность перед клиентами. В то же время сами организации-перевозчики также регулируются и проверяются соответствующими органами, формируют правила игры как для своих сотрудников, так и для взаимодействия между собой. И вот за счет такой двухступенчатой системы постепенно с рынка вытесняются нелегальные перевозчики и «черные» водители. Я уверен, что и с риелторами возможна такая же ситуация. Если контролировать исполнителя и стимулировать сами организации активно взаимодействовать между собой, отвечать за деятельность друг друга, в конечном счете это позволит очистить рынок от неблагоприятных явлений, которые и являются причиной того, чтобы задуматься о принятии закона о лицензировании риелторской деятельности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции