«Конкуренция заставила рынок существенно улучшить качество проектов»
— Какие новые локации на рынке недвижимости Москвы вы как девелопер видите сегодня?
— Если говорить о жилой недвижимости, то сегодня в Москве строятся большие объемы, а выданной разрешительной документации под новые проекты еще больше. Поэтому в настоящее время важнее вопрос, как реализовать эти жилые комплексы и насколько они будут востребованы рынком. В то же время нужно понимать, что не все проекты, заявленные девелоперами, реализуются в ближайшие годы. Сейчас сложно привлечь инвесторов в стройку, не у всех застройщиков есть собственный капитал.
Тем не менее, думаю, в столице продолжат высвобождаться перспективные территории под жилищную застройку — Москва привлекательна как для инвесторов, так и для покупателей из всех регионов России. Предполагаю, что самыми востребованными и перспективными для строительства жилья в ближайшее время станут территории, расположенные рядом со строящимися станциями метро и МЦК, транспортно-пересадочными узлами и другими транспортными хабами. Раньше девелоперы не видели потенциал этих площадок, но благодаря активному развитию транспортной инфраструктуры стали рассматривать их как новые локации для реализации новостроек. Москва постепенно переориентирует город на использование общественного транспорта. В ближайшем будущем жилье с удобным транспортным сообщением станет наиболее привлекательно и востребовано среди москвичей.
Это касается и промышленных территорий, которые раньше были заблокированы и освоение которых сейчас только началось. Застройка и создание инфраструктуры на бывших промзонах развивает их потенциал и делает эти земли более перспективными, что в свою очередь помогает подтягивать инвесторов к освоению соседних участков и перейти к комплексному освоению территории.
— Какие еще перспективные зоны застройки могут появиться в столице?
— В Москве и дальше будут появляться перспективные зоны для застройки. Например, столичные власти объявили о новой программе по сносу оставшихся пятиэтажек. Также в столице большой фонд и девятиэтажных панельных домов, которые строились в 1970-е годы. Зачастую качество этих зданий крайне низкое.
К тому же конкуренция заставила рынок существенно поднять уровень проектов. Многие девелоперы коммерческой недвижимости в кризис переключились на жилье. И повышение качества нового жилья в Москве будет увеличивать разницу в цене на первичном и вторичном рынках, между современными комплексами и советским жилым фондом. Это качественное развитие в будущем может стать поводом для сноса панельного жилья в районах с невысокой плотностью населения.
— Какие новые перспективные форматы жилой недвижимости могут быть востребованы в ближайшее время?
— Если говорить о форматах недвижимости, то большой потенциал имеет арендное жилье. Сейчас реализуются первые проекты, а в целом в России на этом рынке пока отсутствуют серьезные институциональные инвесторы. Потребность в таком формате есть, так как значительная доля населения проживает в арендованных квартирах и часто страдает от низкого качества и культуры этого рынка. Для частников это не является инвестиционным бизнесом, многие не покупали эти квартиры и у них нет денег инвестировать в их ремонт.
— В Москве резко выросло предложение новостроек, при этом спрос существенно сократился. Рынок освоит такие объемы?
— Как я говорил, не все инвесторы смогут найти деньги на реализацию проектов. Также многие новые проекты в промзонах достаточно масштабные и будут реализовываться очередями, то есть не ожидается одновременного выхода на рынок больших объемов жилья. Тем не менее в ближайшие годы на московском рынке предполагается рост предложения и обострение конкуренции девелоперов.
Пока же рынок не насытился, и Москва будет привлекательна еще многие годы. В России еще не прошел первый потребительский цикл — у нас нет первичного насыщения рынка жилой недвижимости, тогда как Европа и США проходили его уже не раз. На нашем рынке еще не наблюдалось переизбытка объема предложения.
Это касается и коммерческой недвижимости: даже несколько кризисов на рынке и значительное увеличение вакантных площадей были продиктованы глобальными экономическими кризисами, но не естественным насыщением рынка предложениями офисов и торговых центров в целом.
— А как так получилось: у нас кризис, а количество строек в столице увеличивается с каждым месяцем?
— Девелопер не может просто взять и остановить проекты — в них уже вложены серьезные средства. Проекты, на которые уже получены разрешительные документы, могут и не начаться. Но если площадка не осваивалась, то город может отменить ГПЗУ. Также у города есть и другие рычаги давления на инвесторов для стимулирования дальнейшего строительства, в том числе повышение ставки налога.
— Долгое время не решается вопрос с апартаментами. У этого формата есть будущее?
— Думаю, что апартаменты постепенно будут приближаться к статусу жилья, в том числе и по ставке налога. В то же время жилая недвижимость приблизится к апартаментам в плане изменения градостроительных норм по инсоляции, социальной обеспеченности, санитарным нормам и многим другим параметрам. В том числе должен быть решен вопрос с регистрацией в апартаментах. И апартаменты, и квартиры покупаются для проживания, и налоговое бремя не должно различаться значительно, так как используются эти форматы одинаково.
Считаю, это временная правовая коллизия. Она обязательно разрешится, и апартаменты станут жилой недвижимостью.
— В последнее время возникло много инициатив и новых законов. Как вы относитесь к созданию компенсационного фонда, который должен помочь дольщикам в случае проблем у застройщика?
— Это шаг в сторону государственного регулирования рынка — но вынужденный, так как рыночный механизм страхования рисков и ответственности застройщика перед дольщиком не сформировался. Люди не получают реальных денег, а все эти страховки оказались псевдорыночным механизмом. Но сейчас государство в случае банкротства застройщика будет гарантировать завершение проекта, что повысит доверие покупателя к сделке с еще не построенным жильем. В будущем, думаю, появятся другие рыночные механизмы защиты дольщиков.
— Один из них касается машино-мест — на них теперь можно оформлять собственность. До сих пор это была, скорее, обуза для девелоперов…
— Безусловно, появление нового вида собственности поддержит девелоперов. Наши юристы отмечают, что это намного упростит проведение сделки и оформление документов на машино-места.