Стройка на выживание: почему растет число мультиформатных жилых проектов
Столичные застройщики придумывают новые стратегии оптимизации бизнеса и повышения спроса на свои проекты. Одна из них — строительство мультиформатных комплексов, в составе которых продаются одновременно квартиры и апартаменты. Только за прошлый год, по данным компании «Метриум Групп», число таких новостроек выросло на 56%, до 25 объектов, в которых реализуется свыше 4,9 тыс. квартир и 2,1 тыс. апартаментов. В основном речь идет о проектах массового сегмента, реже — о комплексах бизнес- и премиум-класса.
Интерес застройщиков к мультиформатным проектам связан с поиском антикризисной стратегии развития бизнеса, которая заключается в расширении линейки продукта и охвате самых разных групп потенциальных покупателей, считает генеральный директор «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE Наталья Круглова. По ее словам, сокращение маржинальности бизнеса подталкивает девелоперов к максимально эффективному использованию площадок. Это, в свою очередь, приводит к повышению плотности их застройки.
Вопрос изменения формата жилого проекта почти всегда связан с характеристиками участка, на котором ведется строительство, утверждают опрошенные «РБК-Недвижимостью» риелторы. Если по тем или иным причинам на нем невозможно разместить нужный объем жилья, девелоперы пытаются компенсировать недополученную прибыль за счет строительства коммерческой недвижимости, в первую очередь апартаментов.
Такая схема часто используется, например, в комплексах, которые возводятся на территориях, граничащих с промзонами. «Для застройщика такие проекты являются максимально эффективным вариантом использования участка, так как включены все возможные назначения использования земли», — говорит руководитель по работе с ключевыми партнерами компании Est-a-Tet Роман Родионцев.
Покупателям такой формат позволяет получить кластерный проект, в котором есть все необходимое для жизни: люди живут и работают фактически в одном месте. В качестве примера такой диверсификации проекта Родионцев приводит МФК «Водный» компании MR Group. «Проект начинался со строительства торгового и бизнес центров, во второй очереди вышел комплекс апартаментов, в составе которого вскоре появились и квартиры. Сейчас строится третья очередь, в который будет присутствовать только формат квартир». Среди других крупных мультиформатных проектов — City Park («МонАрх»), JAZZ (SMINEX), ORDYNKA (INSIGMA), «Серебряный фонтан» («Эталон-Инвест») и другие.
Сами девелоперы настаивают, что включение в жилой комплекс апартаментов — часть концепции богатства выбора. «Покупатели в небоскребах премиум-класса часто совмещают проживание и ведение бизнеса. Возможность выбора такого образа жизни представляют апартаменты. У нас апартаменты первой очереди расположены на третьем этаже комплекса, имеют отдельный вход, тогда как все квартиры располагаются выше. В отдельном корпусе предусмотрены сервисные апартаменты, предназначенные для временного проживания», — рассказывает директор департамента жилой недвижимости компании GORN Development (реализует комплекс «Нескучный HOME &SPA») Мария Котова.
Апартаменты в мультиформатных новостройках востребованы за счет низких цен. Так, по оценке «Метриум Групп», квадратный метр в квартирах таких проектов в среднем стоит около 236 тыс. руб., а в апартаментах — на 11,3% дешевле, порядка 212 тыс. руб. В случае, если у покупателя это не единственное жилье, трудностей с пропиской не возникнет, к тому же, это хороший вариант для сдачи в аренду, добавляет Роман Родионцев. Правда, интерес к такой недвижимости невелик: по данным той же «Метриум Групп», больше половины спроса аккумулируют всего десять самых продаваемых новостроек Старой и Новой Москвы — в 2017 году с ними было заключено свыше 11 тыс. ДДУ. Если в самых популярных проектах объемы сделок исчисляются сотнями и тысячами, то во многих остальных жилых и апартаментных комплексах, в том числе, мультиформатных, счет идет на единицы.