Почему заказчики и подрядчики всегда конфликтуют на стройке
Строительство — дорога с двусторонним, но сегодня не всегда взаимовыгодным движением. С одной стороны, есть понятное желание заказчиков возвести объект с минимальными затратами. С другой, не менее оправданно желание строительных подрядных компаний заработать как можно больше. В результате интересы заказчика сталкиваются с нуждами подрядчика, и вместо красивого здания мы видим недострой или некачественный объект. В чем причины конфликта и как его избежать?
О падении рынка говорят 60% респондентов наших собственных маркетинговых исследований, подрядные компании. На то есть несколько причин. Во-первых, сегодня у заказчиков остается до 95% денег. Во-вторых, ситуация ухудшается еще потому, что заказчики переходят на постоплату. И наконец, третья причина — конкуренция среди подрядчиков, возрастающая с каждым годом в геометрической прогрессии.
В итоге у подрядных организаций начинаются проблемы с обеспечением оборотными средствами. Об этом говорят 64% участников наших исследований. А межу тем заказчики богатеют, рапортуя о сдаче очередного миллиона квадратных метров недвижимости.
Ситуация глазами застройщиков
Как правило, заказчики говорят: «Мы объявили тендер, выбрали тех, кто дал наименьшую цену». Любопытно, что, согласно нашим исследованиям, заказчики иногда берут на подряд компании без допуска СРО. Казалось бы, с точки зрения экономики бизнеса правильное решение — снижаем издержки и т. п. Однако из-за большой конкуренции и ради куска хлеба подрядчик вынужден идти на поводу у заказчика, снижать стоимость, но не может выполнить работу.
Что делать? Думаю, здесь нужен определенный комплекс мер, который поможет защитить интересы двух сторон. Приведу примеры.
Во-первых, для ФАС РФ и Минфин РФ мы разработали пакет предложений по совершенствованию 44-ФЗ: предлагали дать возможность заказчику при отказе от заключения контракта с победителем на аукционах по 44-ФЗ передать работу тем, кто заявился на аукцион — второму, третьему по счету подрядчику. Выиграют заказчик (не тратит ресурсы на новый аукцион) и подрядчики (расширяется круг тех, кто хотел бы работать по аукциону). Очень радует, что недавно предложение вошло в 44-ФЗ.
Во-вторых, важно установить такие правила игры, при которых недобросовестные подрядные компании не смогли бы демпинговать. Работу по совершенствованию законодательства мы начинали с того, чтобы в 44-ФЗ была предусмотрена мера о недопустимости снижения стоимости контракта ниже 25%. В ФАС нам сначала ответили, что такая норма приведет к ограничению конкуренции. Но вот с 1 июля наконец вступили в действие новые нормативы для подрядчиков.
Теперь стоимость работ по строительству или реконструкции объектов, выполняемых подрядчиком самостоятельно по государственным и муниципальным контрактам, должна составлять не менее 25% от цены контракта.
Здесь существует еще один вариант, предложенный нами и принятый к работе в Минфин РФ. В 44-ФЗ есть антидемпинговая мера: поставщик товара для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, лекарственные средства, топливо), предложивший стоимость контракта ниже начальной цены на 25% и более, обязан представить заказчику обоснование. Очень хочется, чтобы это правило распространилось на строительные работы.
Ситуация глазами подрядчиков
От подрядчиков мы часто слышим о причинах падения рынка:
1. «Нам не платят за каждый этап работы, заказчики затягивают этап приемки работ до двух-трех месяцев. В итоге денег нет, и мы не можем дальше строить». Полагаю, чтобы уладить конфликт, важно снова заняться глобальными изменениями.
1.1. Очень важно, чтобы в РФ наконец стали действовать типовые контракты, где будут указаны точный срок подписания актов приемки работ (до десяти дней) и поэтапная оплата работ. Это позволит подрядчикам сократить сроки сдачи и получения оплаты за выполненные работы. Для реализации мы обращались в Минстрой РФ, где нам сообщили, что такие контракты появятся в 2019 году.
1.2. «У нас не хватает оборотных средств». Безусловно, помогла бы новая государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса в стройке, в том числе в части льготного кредитования. Каким бизнесам помогает государство в формате фондов поддержки МСБ? Производство, инновации. Финансовой поддержки строителей пока нет. А между тем в поисках оборотных средств подрядчики получают либо кредит под заоблачный процент (по нашим исследованиям, в Свердловской области от 15% — средняя ставка), либо отказ в кредитовании из-за пристального внимания банков к выручке и портфолио фирмы-заемщика — это на рынке, где зачастую компании открываются под один проект.
Интересен опыт нашего региона. Сегодня в Свердловской области появился «День строителя» — льготный финансовый продукт, в котором нам удалось договориться с банками о снижении на несколько пунктов ставок по кредитованию и одним трейдером по льготам в банковских гарантиях.
2. «Все куплено крупными компаниями — либо под видом малого бизнеса в тендерах принимают участие крупные компании (аффилированное лицо), либо молодым компаниям тяжело получить заказы. Чтобы малому бизнесу было проще получить заказы, наша практика показала, что эффективно проводить так называемые биржи заказов: подрядчики встречаются с заказчиками в офлайне, говорят о себе, заказчики рассказывают об объектах и видах работ, которые можно отдать на подряд…
Думаю, важно до конца реализовать этот комплекс мер. И, может быть, тогда вместо конфликтов заказчиков и подрядчиков мы увидим дорогу с взаимовыгодным двусторонним движением.