Что посмотреть в Ярославле: 10 архитектурных достопримечательностей
Туризм в Ярославле развивается уже много десятилетий — почти каждая историческая достопримечательность тщательно отреставрирована, а большой музейный комплекс не хуже многих московских. Город богат прежде всего белокаменными памятниками допетровских времен, но на этом его наследие не заканчивается — здесь есть и любопытные сооружения советской эпохи, и один из самых удачных примеров современной православной архитектуры.
- Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Спасо-Преображенский монастырь)
- Волжская башня
- Власьевская башня
- Ярославский художественный музей (Губернаторский дом)
- Театр драмы имени Федора Волкова
- Часовня Казанской иконы Божией Матери
- Планетарий имени Валентины Терешковой
- Церковь Иоанна Предтечи
- Ярославский театр кукол
- Митрополичьи палаты
Материал прокомментировал Дмитрий Долгоруков — архитектор, автор блога
Для вашего удобства мы составили карту достопримечательностей
1. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Спасо-Преображенский монастырь)
Площадь Богоявления, 25
Главный туристический объект Ярославля — Спасо-Преображенский мужской монастырь. Он был заложен в 1213 году, а самое старое сохранившееся здание на его территории — центральный собор — относится к XVI веку. В XVIII веке монастырь закрылся, его здания были отданы под семинарию, а в 1950-х в них разметился главный городской архитектурный и исторический музей.
Дмитрий Долгоруков:
— Больше всего в ансамбле монастыря привлекает звонница — уникальная по форме. Необычно сочетание массивного основания XVII века, отсылающего нас к оборонительной функции монастыря того времени, и легкого завершения со стрельчатыми арками и барочной ротондой-колокольней из перестроек XIX века. Можно представить, будто это возвышающийся на скале храм.
2. Волжская башня
Волжская набережная, 2а
Спасо-Преображенский монастырь часто называют ярославским кремлем, что не совсем верно. Настоящий кремль, то есть крепостная стена, защищающая город, был заложен основателем города Ярославом Мудрым еще в начале XI века. Внутренняя деревянная стена, за которой располагались дворец князя и административные постройки, называлась Рубленым городом. А внешняя окружавшая посад земляная насыпь, где жило большинство населения города, — Земляным. Позже его тоже превратили в деревянную стену, а в XVII веке — в каменную.
В XVIII–XIX веке нужда в стене отпала и Земляной вал был демонтирован. От него остались лишь три постройки, самая крупная и интересная из которых — Волжская башня, построенная в 1669 году. В XIX веке в ней разместили городской арсенал, а в советское время там открылось кафе.
Дмитрий Долгоруков:
— Издалека лишенная былой шатровой крыши башня выглядит как белый куб и может показаться вполне современным зданием. Подсказкой об истинном возрасте башни служит расширение вверху с небольшими окнами. Здание эксплуатируется и приспособлено под современные цели.
3. Власьевская башня
Комсомольская улица, 3
Еще один сохранившийся до наших дней элемент Земляного вала — Власьевская башня, возведенная в 1659 году. Раньше от нее начиналась дорога, ведущая на запад, в Углич.
Изначально к башне была пристроена деревянная часовня, которую в XVIII веке превратили в полноценную белокаменную Знаменскую церковь. Сегодня в башне располагаются отделения Ярославского университета.
Дмитрий Долгоруков:
— Массивное крепостное сооружение, строгость которого разбавлена функциональными зубцами в виде ласточкиных хвостов, напоминающих о Московском Кремле и итальянских замках (откуда, собственно, эти зубцы и пришли к нам). Проездные ворота и пристроенная в XIX веке церковь делают башню ярким и нестандартным объектом. И, что приятно, эксплуатируемым.
4. Ярославский художественный музей (Губернаторский дом)
Волжская набережная, 23
Ярославский художественный музей владеет крупнейшим собранием живописи в российской провинции. Он расположен в особняке главы Ярославской губернии, построенном в 1823 году.
Это здание также функционировало как императорский путевой дворец — в нем останавливался каждый из русских царей, начиная с Александра I. Здание обрамляет тенистый английский сад, по которому можно погулять в теплое время года.
Дмитрий Долгоруков:
— Особенность Губернаторского дома в том, что снаружи он выглядит как обычное здание типовой квартальной застройки тех годов, как административное здание. А изнутри — итальянская вилла, образец дворцовой и садово-парковой архитектуры. Тут и каскадные спуски с арками-проходами, и остекленная терраса. Любопытны пляшущие оконные проемы со стороны парка. Создается впечатление, что они строились не одновременно: что-то закладывалось, что-то пробивалось — и так образовался этот странный асимметричный фасад.
5. Театр драмы имени Федора Волкова
Площадь Волкова, 1
Ярославского режиссера и драматурга Федора Волкова считают основоположником классического театра в нашей стране. Именно он в 1750 году учредил первую профессиональную российскую сцену. Первым пристанищем нового театра стал кожевенный амбар.
Долгое время он переезжал из помещения в помещение и лишь в 1818 году получил постоянное место — губернатор Петр Паньков построил здание в стиле классицизм. В 1907 году оно было разобрано как ветхое, на его месте возведен современный театр, действующий и по сей день.
Дмитрий Долгоруков:
— В этом необычном здании совершенно нетипичным образом используют классические архитектурные ордера. Выглядит, будто массивный портал «насажен» на фасад с классической колоннадой и ажурным карнизом. Второй, еще более массивный объем — зона, где расположена сцена — также необычно вырастает из центра корпуса. Второго такого здания точно нет.
6. Часовня Казанской иконы Божией Матери
Которосльная набережная, 27
Эта современная часовня-памятник — одно из самых известных зданий России, ведь именно оно изображено на тысячерублевой купюре. Здание построено в 1997 году в память о народном ополчении Минина и Пожарского — весной-летом 1612 года, по пути из Нижнего Новгорода в Москву, оно останавливалось в Ярославле на четыре месяца.
Дмитрий Долгоруков:
— Неожиданно смелое решение для православной архитектуры, которая даже сегодня редко отходит от канонов. Часовню часто называют ракетой. И правда, очень похоже. Но любопытно, что ее «ноги»-ступени еще и напоминают контрфорсы, характерные для храмовой и оборонительной архитектуры. Здесь их присутствие технически не оправдано — они ничего не подпирают, но зато проводится параллель с древнерусской архитектурой.
7. Планетарий имени Валентины Терешковой
Улица Чайковского, 3
Грандиозный ярославский планетарий с большим стеклянным куполом стал подарком городу на тысячелетие, которое отмечалось в 2011 году. Внутри можно понаблюдать за звездами в обсерватории, посмотреть образовательное шоу в Звездном зале или посетить Музей космонавтики. Планетарий посвящен Валентине Терешковой — первой женщине в космосе и уроженке Ярославля.
Дмитрий Долгоруков:
— С одной стороны, комплекс планетария отсылает нас к «лужковской» архитектуре начала века, а с другой, выглядит абсолютно современно, в духе Захи Хадид: формы, образующие ландшафт, плавно перетекают в архитектуру. Посмотреть его однозначно стоит.
8. Церковь Иоанна Предтечи
2-я Закоторосльная набережная, 29
Еще одна ярославская достопримечательность с тысячерублевой купюры — храм Иоанна Предтечи, построенный в 1687 году. Он расположен вдалеке от туристических маршрутов, в поселке Толчково к югу от города. Но посетить его точно стоит — это единственный в России 15-купольный храм, отделка которого поражает количеством орнаментов. Внутри сохранилось множество необычно ярких и светлых фресок, которые сегодня реставрируют. По фото может показаться, что церковь стоит в лесу, но на самом деле она с трех сторон окружена заводскими заборами.
Дмитрий Долгоруков:
— Храм выглядит как пряничный домик — множество изразцов, изгибы кровли, разнообразие фактур чешуек куполов. Эффектно смотрится центральная глава, будто с перевернутой чашей, и купола обоих приделов, где в единый объем сливаются по пять небольших барабанов. Рядом расположился изящный древнерусский «небоскреб» — шестиярусная колокольня, базирующаяся на массивных «шестериках».
9. Ярославский ТЮЗ и театр кукол
Улица Свободы, 23
Ярославль богат на интересные театры. Проект здания ТЮЗа был разработан еще в конце 1960-х, но его строительство долго откладывали из-за нехватки финансирования — найти деньги помогали уроженцы Ярославля драматург Сергей Розов и космонавт, депутат Верховного Совета СССР Валентина Терешкова. А сам проект несколько раз переписывали. В итоге строительство было завершено лишь в 1983 году. Здание, в котором, кроме ТЮЗа, также располагается театр кукол, выглядит вовсе не кукольно. Фасад массивного и брутального строения в стиле позднесоветского постмодернизма украшен работами ярославских художников и скульпторов.
Дмитрий Долгоруков:
— Удачный пример советского брутализма. И тоже не самый типичный: на фасаде мы видим множество деталей, возможно навеянные исторической архитектурой Ярославля — они выступают как каменные ламели и образуют рисунок. И сама форма здания нестандартная — ломаные линии. Это редко встречается в советской архитектуре, где все обычно четко и гиперрационально, а здесь архитекторы прибегли к таким нерациональным решениям в угоду яркому и запоминающемуся образу. В этом здании видны скандинавские мотивы: то ли огромный айсберг, нависающий над водой, то ли изрезанный фьордами берег.
10. Митрополичьи палаты
Волжская набережная, 1
Митрополичьи палаты — еще одно хорошо сохранившееся здание конца XVII века. Они были построены для митрополита Ростовского и Ярославского Никиты Сысоевича, который также возвел стены Ростовского кремля. Здание несколько раз перестраивалось, но в целом сохранило изначальный вид. Сегодня в палатах располагается Музей древнерусского искусства. Рекомендуем посетить интерактивную выставку, рассказывающую о конфликте Петра I с ярославским митрополитом Дмитрием вокруг императорского запрета на ношение бороды.
Дмитрий Долгоруков:
— На это здание интереснее смотреть с точки зрения погружения в историю. Когда видишь по объекту, как он изменялся в веках: что-то пристраивалось, что-то сносилось. Какие-то окна меньше — значит, более старые, какие-то смещены — значит, они закладывались позже, какие-то начали тонуть в нарастающем культурном слое. Будто палаты состарились, как человек, — появились морщины и шрамы.