От «цифры» на стройке к цифровому переезду. Видео
Текстовая версия
Поговорим про «цифру» на… стройке. Причем в масштабах всего города. Вот знаете ли вы, например, сколько в Москве предоставляют услуг строителям, девелоперским компаниям, а также простым москвичам, которые сталкиваются с темой строительства, в электронном виде? Ответим: более 90% всех услуг в сфере строительства. Причем все эти услуги можно получить в одном месте — на городском портале mos.ru. Абсолютно все. Если хочешь построить дом, теперь не надо заниматься бюрократией, носить справки из одной организации в другую. Все делается по принципу одного окна. Причем окно это — электронное.
Начнем с темы взаимодействия крупного строительного бизнеса с городом. За тему снижения админбарьеров на стройке в московском Стройкомплексе и вообще городском правительстве отвечает руководитель Департамента градостроительной политики.
Сергей Лёвкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
— Я назову сухие цифры, а дальше вывод из этого можно сделать простой. Если от разработки градостроительной документации (от выпуска ГПЗУ) до передачи под заселение в 2017 году проходило, грубо говоря, 5,7 года, то сегодня это 2,4 года. Во-первых, сократились процедуры за это время. Во-вторых, часть процедур мы синхронизировали, запараллелили. В-третьих, часть процедур регламентировали по-новому, чтобы взаимодействие было четче, проще и результативнее.
Снижение админбарьеров на стройке — это, как вы понимаете, постоянный процесс. Вот справка, что сделано только за 2022 год. Одна из главных тем этого года — запуск цифрового паспорта (это совокупность взаимосвязанных сведений в цифровом формате об объектах капитального строительства). В этом году сформировано 42 тыс. цифровых паспортов объектов, введенных в эксплуатацию и строящихся на территории города Москвы. Кстати, зачем нужны цифровые двойники московским зданиям, недавно на конференции «Развитие строительной отрасли в условиях турбулентности» объяснил сотрудник Департамента градостроительной политики.
Сергей Золотарев, и. о. начальника Управления научно-технического обеспечения развития строительной отрасли Департамента градостроительной политики города Москвы:
— Уже сегодня в Москве формируется опыт использования информационных моделей при эксплуатации объектов капитального строительства. Применение информационного моделирования при эксплуатации только начато, но уже выявлены существенные преимущества. На основании регламентов эксплуатации на каждый элемент инженерной системы формируется точный адресный план работ по обслуживанию систем и оборудования. Сведения расчетных проектных показателей и мониторинг показаний позволяют прогнозировать и предупреждать аварийные ситуации. Цифровой двойник объекта позволяет грамотно оценить сценарий действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций и оптимизацию последствий.
В этом же году в Москве запущено восемь услуг в электронном виде (это, например, загрузка личных и правоустанавливающих документов, выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, выдача разрешений на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений).
Еще одна тема этого года. В Единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы (ЕАИСТ) теперь появились уникальные идентификационные номера объекта капитального строительства. Это нужно при проведении закупок на проектирование и строительство объектов городского заказа. Это важная антикризисная мера поддержки городского бизнеса. В этом же году переведено в проактивный режим предоставление услуги по выдаче Заключения о соответствии (это один из главных документов для строителей).
Интересно, что тема цифровизации в системе городского администрирования актуальна для… архитекторов-градостроителей. На той же конференции «Развитие строительной отрасли в условиях турбулентности» выступил главный архитектор Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры.
Артем Дедков, заместитель директора — главный архитектор Главного архитектурно-планировочного управления Москвы:
— У нас в ГлавАПУ с 1992 года генеральные планы чертились на ватманах и на кульманах. В 2000 году мы уже перешли к персональным компьютерам и ушли в векторную графику. В 2010 году уже использовали 3D-графику. А начиная с 2019 года сделали прорыв в цифровизации — сильно улучшили качество 3D-визуализации, начали делать подачу в VR, делать видеоролики.
От архитектуры — к более бытовым вещам. Снижение админбарьеров на стройке — это не только B2B-тема, то есть интересная только бизнесу. Есть в этом и интерес для горожан. Например, знаете ли вы, что в Москве запущен суперсервис, который называется «Помощь при переезде в рамках программы реновации»? Статус суперсервиса означает, что горожане могут решить все жилищные вопросы в одном месте. Это комплексное решение, включающее набор инструкций, уведомлений, электронных услуг и сервисов, связанных сценарием переселения по программе реновации в соответствии с жизненной ситуацией. С 2020 года, когда заработал суперсервис, жителям направлено 460 тыс. уведомлений, 370 тыс. раз они воспользовались электронными сервисами на mos.ru. Например, на mos.ru запущено восемь электронных сервисов (общая и персонализированная инструкции по переезду, запись на осмотр предложенной квартиры, подача заявления на устранение строительных дефектов, запись на подписание договора, запись на посещение нотариуса, подача заявления на переезд, загрузка личных и правоустанавливающих документов).
Вот так Москва становится действительно цифровым городом. Причем в самой консервативной сфере — строительстве.