Госдуме предложили вернуть в УК конфискацию имущества
Депутаты Государственной думы от фракции КПРФ Юрий Синельщиков и Александр Куликов внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о возвращении в Уголовный кодекс конфискации имущества в виде дополнительной меры наказания. Соответствующий документ размещен на сайте Госдумы.
Авторы законопроекта предлагают вернуть конфискацию имущества как дополнительную меру наказания за «корыстные», тяжкие и особо тяжкие преступления. Конфискация сможет применяться на основании вступившего в силу обвинительного приговора.
Кроме того, депутаты предлагают установить перечень имущества, подлежащего обязательной конфискации, в случае применения этой нормы. Это имущество, полученное «в результате совершения преступления, а также доходы, полученные от этого имущества, предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества». Также предлагается установить перечень имущества, «необходимого для удовлетворения разумных жизненных потребностей осужденного или лиц, находящихся на его иждивении», конфисковать которое суд не сможет.
Авторы законопроекта отмечают, что до отказа от конфискации как уголовного наказания в 2003 году к ней ежегодно приговаривались 20–25 тыс. человек. Парламентарии указывают на то, что статья о конфискации имущества, существующая в Уголовном кодексе с 2006 года, в нынешнем виде «не устраняет экономические стимулы» к совершению преступлений.
Согласно действующему законодательству конфискация может быть использована не в качестве наказания, а как иная мера уголовно-правового характера, уточняют авторы законопроекта. Теперь же коммунисты предлагают сделать конфискацию дополнением к основному наказанию по ряду статей, включая статьи о мошенничестве. Конфискация по-прежнему может быть осуществлена только в судебном порядке.
«Конфискация имущества в нынешнем виде не устраняет экономические стимулы к ведению преступной деятельности, так как доходы от нее даже после вынесения обвинительного приговора остаются, как правило, в распоряжении преступников. А объемы выплачиваемых ими штрафов, стоимости украденного имущества, которое иногда правосудию удается вернуть в рамках действующего законодательства, несопоставимы с масштабами реально нанесенного преступниками ущерба, в том числе и бюджету страны», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В официальном отзыве правительства на законопроект отмечается, что кабинет министров не поддерживает предложенные поправки. В отзыве говорится, что авторы законопроекта не привели убедительных данных, которые свидетельствуют о проблемах применения института конфискации в современном виде, а также о необходимости возвращения конфискации как вида наказания.
Накануне президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета по противодействию коррупции потребовал предпринимать более жесткие действия по изъятию и обращению в доход государства имущества коррупционеров.
«Нужно совершенствовать такой антикоррупционный механизм, как изъятие и обращение в доход государства имущества, которое приобретено на незаконные или сомнительные деньги, в том числе с учетом международных норм», — заявил Путин.
Предложение депутатов от КПРФ — не первая инициатива парламентариев по вопросу о конфискации имущества. Так, в феврале прошлого года депутат Госдумы Олег Нилов (фракция «Справедливая Россия») внес в нижнюю палату парламента законопроект, предусматривающий конфискацию имущества у родственников лиц, совершивших коррупционное преступление.
Нилов предлагал обращать в доход государства деньги, ценности, иное имущество и доходы от них, принадлежащие не только лицу, совершившему коррупционное преступление, но также «его близким родственникам, родственникам иной степени родства, лицам, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений», если они не могут представить сведения, подтверждающие законность их происхождения.
С такой же идеей один из авторов внесенного сегодня законопроекта Юрий Синельщиков выступал в декабре 2013 года.
Ольга Надыкто (РБК)