Владимир Ресин — о новом Парламентском центре
В ноябре должен завершиться архитектурный конкурс на проектирование Парламентского центра — комплекса зданий на западе Москвы для депутатов и сенаторов. Это уже второй конкурс, итоги предыдущего были озвучены в мае 2015 года. Тогда у комиссии возникли существенные замечания к архитектурным работам. О новых требованиях к зданию для парламентариев «РБК-Недвижимости» рассказал первый заместитель главы межведомственной рабочей группы по возведению ПЦ, советник мэра Москвы, депутат Госдумы Владимир Ресин
— Почему были отменены итоги первого конкурса на проектирование Парламентского центра (ПЦ)?
— Итоги первого конкурса не отменили, их подвели. Итогом было принято решение провести новый конкурс — в связи с тем, что в конкурсе все победители не учли главный фактор, заключающийся в том, что обе ветви российского парламента — и Совет Федерации, и Государственная дума — должны находиться в едином здании. А из предложенных вариантов практически это были разные по масштабности строения. Получилось так, что крыло Государственной думы очень большое, а второе — Совета Федерации — очень маленькое. Конечно, это не соответствует в целом значимости Парламентского центра.
— Почему первый конкурс был таким закрытым?
— Есть определенный порядок проведения конкурсов на такие сооружения, как правительственные здания, Парламентский центр и так далее. Строго по этим правилам проводился конкурс — отклонения ни вправо, ни влево не было. К проведению второго конкурса мы решили привлечь экспертную группу — самых выдающихся и талантливых архитекторов.
— Потому что в комиссии по первому конкурсу был только один архитектор?
— Действительно, в комиссию входил один архитектор — главный архитектор Москвы [Сергей Кузнецов]. А сейчас, помимо конкурсной комиссии, мы создали экспертную группу из ведущих архитекторов России, в которую вошли такие люди, как академик, президент Академии архитектуры Александр Кузьмин, главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев, председатель Союза архитекторов Андрей Боков и другие. Все это идет под их контролем.
Вообще, необязательно занимать должность архитектора [чтобы быть членом комиссии или экспертной группы по ПЦ], у нас есть авторитетные специалисты, которые не занимаются чистой архитектурой — видные строители, планировщики, например.
Итоги первого конкурса
Финалисты первого закрытого архитектурного конкурса на разработку проекта нового здания для Госдумы и Совфеда определились в мае 2015 года. Ими стали «Моспроект-2» Михаила Посохина, «Стройгазкомплект» Ланфранко Чирилло и петербургское бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Помимо финалистов, в конкурсе участвовали еще восемь архбюро, в их числе «Моспроект», «Проект Меганом», «ТПО Резерв», архитектурная мастерская Speech, архитектурное бюро «Студия 44», Архитектурное бюро Колосницина, управляющая компания «Кредо» и Мастерская Михаила Филиппова.
— Почему не было обсуждения проектов в СМИ?
— Конкурс проводился Управлением делами Президента РФ строго по существующим критериям. Строго.
— Но Парламентский центр — это воплощение законодательной власти, которая выбирается народом. Делать с этой точки зрения конкурс закрытым было правильно?
— Это же не конкурс на жилой дом, памятник или театр, это государственное учреждение. Мало ли у кого какое мнение: у вас один вкус, у меня другой. Тут главное — мнение депутатов. Представителей народа, выбранных всенародно.
— В первом конкурсе было три победителя. Архитектурно, стилистически, визуально — что больше понравилось депутатам и сенаторам?
— Я не могу сейчас высказывать эти мысли, чтобы под них подстраивались архитекторы. У меня есть свое мнение, но сейчас не буду его обнародовать — я ведь заместитель председателя комиссии. Скажу, что многие депутаты во время первого конкурса высказывались, что обилие стекла, предложенное в некоторых проектах, в нашей климатической зоне неприемлемо.
В целом все проекты понравились: один — в виде стрелы, второй — в стиле модерн, третий — половинка на половинку. Но основной минус у всех проектов — разделение здания на две части: для СФ и ГД. Также были претензии по количеству машино-мест, которых запроектировали недостаточно. Сейчас требование для закрытых парковок ПЦ — около 3 тыс. машино-мест. Все новые требования есть в техническом задании, но пока это закрытый документ для общественности. В этом документе все расписано: общая площадь, количество депутатов, помощников, служащих, их размещение. Парламентский центр — проект серьезный и непростой, там одна спецсвязь чего стоит.
— Каким образом депутаты и сенаторы смогут пользоваться объединенным пространством? Что вы под этим понимаете?
— Очень многие помещения будут общими: переговорные, конференц-залы, библиотека, зал для совместных заседаний, например для президентского послания, спецпомещения — это гораздо дешевле при эксплуатации.
— Но залов заседаний будет два?
— У них [Совета Федерации] свой, у нас [Государственной думы] свой.
— К этим помещениям есть какие-то особые требования?
— Проектом предусмотрены определенные требования к этим залам с учетом специфик СФ и ГД. Депутаты и сенаторы высказывали свои пожелания, они все учитываются.
— Можно их озвучить?
— Хорошая вентиляция, современное техническое оснащение, освещение — вот самое главное.
— А стилистически — классика или хай-тек?
— Это предложат архитекторы и определит комиссия.
— Первый конкурс критиковали в СМИ за то, что работы архитекторов не оплачивались. Можете прокомментировать эти публикации?
— И в новом конкурсе они не будут оплачиваться. Этот конкурс не предполагает вознаграждения.
— В чем тогда мотивация архитекторов?
— Думаю, это вопрос имиджа, с которым они войдут в историю. Проект сложный, ни одно архитектурное бюро или проектный институт с ним в одиночку не справится. Все понимают, что надо создавать управляющую компанию по проектированию, которая привлечет отдельные компании на проектирование конкретных элементов. Это будет очень серьезное исполнение в проектном плане.
— В Госдуме была выставка макетов ПЦ. Что говорили депутаты об этих работах?
— Были деловые пожелания, депутаты высказывали свое мнение об архитектуре проектов. В целом все поддержали необходимость, удачность подбора места и желание быстрее начать стройку.
Депутатов интересовало буквально все, вплоть до вопросов, где будут библиотека, залы, их кабинеты. У нас страна демократическая, и даже в это сложное время мы занимаемся строительством ПЦ, стремимся создать нормальные условия для работы органа законодательной власти.
— Почему это важно именно сейчас?
— Потому что те условия, в которых сегодня работают парламентарии, неприемлемы. Приспособленные для СФ и ГД здания строились не для тех функций, которые им приходится выполнять сейчас. Поэтому органы законодательной власти вынуждены размещаться не в одном здании, а в девяти. Это неудобно.
— Как будет проводиться новый конкурс?
— Конкурс объявлен, сейчас идет работа конкурсантов над своими предложениями. До 2 ноября они подают материалы, 5 ноября будет заседание комиссии. Комиссия, учитывая мнение экспертной группы, подведет итоги 30 ноября.
— Кто эти архитекторы, который участвуют в новом конкурсе?
— Это 12 архитекторов, точнее архитектурных бюро.
— Какие новые требования появились к ПЦ, кроме несоразмерности объемов ГД и СФ?
— Появились пожелания, чтобы было больше полезной площади, чтобы была увеличена стоянка машин, чтобы фасады вписывались в окружающую территорию.
— Но ведь там сейчас пустырь?
— Да, там пустырь, но он же не в безвоздушном пространстве. Вся территория Мневниковской поймы будет активно развиваться. Проект планировки уже известен. Важно, чтобы ПЦ соответствовал месту.
— Кстати, а как вообще выбрали эту площадку?
— Первая команда подобрать площадку под ПЦ поступила сразу после путча 1993 года. Я этим вопросом занимался. Следующее поручение было уже от президента Путина в 2006-м году. Потом — поручение президента Медведева и в конце концов — снова поручение президента Путина. За это время рассмотрели десятки площадок.
Сначала подобрали площадку на Красной Пресне в 2008 году — стадион возле Белого дома. Но жители близлежащих районов возразили, поэтому от этой идеи пришлось отказаться. Затем подобрали хорошее место в начале Кутузовского проспекта, между проспектом и будущим дублером. Население взбудоражилось из-за сада — затрагивалась территория яблоневого сада, небольшой участок, но пришлось бы делать очень высокое здание — и это место тоже отпало. Идея с «Москва-Сити» тоже не устроила депутатский корпус — парламент не должен находиться среди делового центра. Потом думали о площадке в Зарядье — но, как вы знаете, было принято решение строить там парк. В 2012-м рассматривалось и здание Военной инженерной академии (сейчас это Академия ракетных войск), так называемый «Воспитательный дом» на набережной, как альтернатива Зарядью, это было предложение Александра Кузьмина — не прошло по объемам. Рассматривали Коммунарку в Новой Москве — но все фракции ГД, кроме ЛДПР, возразили.
Наконец приняли решение построить ПЦ в Нижних Мневниках — блестящая территория, полностью устраивает, ничего не надо сносить, только свалку освободить. Здесь можно создать инфраструктуру: спорт, социалка, медицина, жилье, гостиницы — все помещается на этой территории. Возможно освоение участков на инвестиционной основе. Иногородние депутаты будут обеспечены жильем, лечением, спортивными и торговыми площадками. Проект планировки, даже независимо от ПЦ, предусматривает строительство метро, два новых подъезда с двумя мостами — такая инфраструктура получается, что через 15–20 минут ты уже у Белого дома или у Кремля. Кстати, у водного транспорта здесь тоже большие возможности, да и путь еще короче — 10 минут.
Ну и конечно, место для архитекторов хорошее, есть где развернуться.
Мневниковская пойма
В октябре 2014 года Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) Москвы одобрила проект комплексного развития Мневниковской поймы на северо-западе столицы. На территории района планируется построить административно-деловой и Парламентский центры, куда в будущем должны переехать депутаты верхней и нижней палат парламента. Для размещения нового здания для парламентариев, площадь которого составит около 350 тыс. кв. м, выбрана заасфальтированная площадка в северной части поймы.
В южной части Мневниковской поймы появится спортивный кластер. Проект планировки предусматривает создание серфинг-парка и ледовой арены
Треть территории поймы планируется отдать под новый жилой район, включающий сопутствующие социальные, спортивные и культурные объекты.
Весь проект в Мневниках предусматривает строительство около 2,1 млн кв. м, из которых большая часть придется на общественно-жилую застройку — 1,77 млн кв. м. Здесь появятся две новые станции Третьего пересадочного контура метро («Мневники» и «Терехово»).
— Второй конкурс будет таким же по форме проведения?
— Выберем три проекта, из которых один станет победителем.
— Участие в конкурсе только российских архитекторов — это принципиальный вопрос?
— Для меня, например, это принципиально. Я вообще настроен, чтобы в будущем ПЦ все было российское — и материалы, и строители, и проектировщики.
— А как обойтись без некоторых импортных материалов?
— Обойдемся, кроме тех вещей, которые у нас пока не на должном уровне: техника, например. А что касается мебели, отделочных материалов, мрамора, гранита — все будет российское.
Беседовал Игнат Бушухин