Города на вырост: где и почему увеличится население в ближайшие пять лет
В ближайшие пять лет население мировых городов увеличится на 380 млн человек, подсчитали в Организации Объединенных Наций (ООН). Чтобы полностью удовлетворить растущий спрос на городскую недвижимость, человечеству пришлось бы каждый год строить по пять мегаполисов размером с Лос-Анджелес — такие подсчеты содержатся в ежеквартальном отчете Global Cities международной консалтинговой компании Knight Frank.
Между тем динамика предстоящего роста распределена неравномерно. Так, в мегаполисах богатых стран Европы и Северной Америки к 2020 году появится только 34 млн новых горожан, утверждает Knight Frank. За это же время население крупных городов в странах со средним достатком вырастет на 290 млн, 95 млн из них будут китайцами.
Главный тренд предстоящих лет — расширение существующих мегаполисов вместо строительства новых, прогнозирует Knight Frank. С 1990 по 2015 год только в Азии было основано 470 новых населенных пунктов (393 из них в Китае и Индии) — в будущем новые городские жители начнут селиться в уже функционирующих поселениях. Редакция «РБК-Недвижимости» представляет четыре города, которые будут разрастаться динамичнее других в перспективе ближайших пяти лет.
Долера, Индия
Город Долера расположен на полуострове Катхиявар на западе Индии. Один из старейших городов страны построен на побережье Камбейского залива. Сейчас Долеру знают как один из религиозных центров вайшнавского направления индуизма. Между тем к 2025 году Долера превратится в один из промышленных центров и крупнейших транспортных хабов Индии: город окажется на пути строящейся железнодорожной магистрали.
Проект «Индустриального коридора» из Дели в Мумбай оценивается индийскими властями в $90 млрд. В рамках этой мегастройки индийцы рассчитывают связать два крупнейших мегаполиса в стране сетью из десятка скоростных железнодорожных веток, интегрированных с автомобильными путями и заводами в различных районах. План позволит сделать Индию производителем самых доступных товаров в мире: удобная логистика повысит связность различных областей и создаст новые рабочие места — сейчас работы не хватает 100 млн индийцев. Совместно с инвесторами из Японии индийское правительство уже основало инвестфонд с активами в $151 млн, на эти деньги в стране начнут возводить шесть международных аэропортов и несколько новых городов.
Долера — опытный образец такой застройки. Город превратят в IT-столицу штата Гуджарат: все дома здесь будут подключены к интернету, а город оснастят системами видеонаблюдения, контролирующими каждый квадратный сантиметр публичного пространства. Новая Долера будет в шесть раз крупнее Шанхая и в два раза больше Дели: площадь города вырастет до 920 кв. км, численность населения пока даже не прогнозируют. У Долеры появятся собственный морской порт и аэропорт, а экспорт из провинции увеличится в четыре раза. Строительные работы начнутся в 2017 году. После завершения проекта похожие IT-города построят на всем протяжении «индустриального коридора» из Дели в Мумбай.
Фото: dholerametrocity.com
Шэньчжэнь / Гуанчжоу / Гонконг / Макао, Китай
Мегаагломерация в дельте Жемчужной реки (также известной как Чжуцзян) обретает очертания уже сейчас. На юге Китая спонтанно возник производственный кластер, в котором сосредоточены 120 млн человек. Условно независимые территории Гонконг и Макао постепенно сливаются с китайскими мегаполисами Шэньчжэнь и Гуанчжоу, все четыре города примыкают друг к другу. На протяжении последних 30 лет сюда мигрировали китайцы со всей страны — сельских жителей привлекали многочисленные рабочие места, которые создавались на предприятиях Гуанчжоу и Шэньчжэня. Здесь производят мобильные телефоны, бытовую технику, портативную электронику и другие товары массового потребления; в соседнем Гонконге расположен финансовый центр региона. В Гонконге и Макао разрешен игорный бизнес.
Развитие агломерации идет с разных сторон: пока Шэньчжэнь и Гуанчжоу прирастают пригородами, Гонконг увеличивает плотность населения и модернизирует инфраструктуру. К примеру, скоро в аэропорту Гонконга должна открыться новая взлетно-посадочная полоса, которая увеличит пропускную способность аэровокзала до 102 млн пассажиров в год. Город стабильно занимает первое место по ценам на жилую и коммерческую недвижимость — неудивительно, что в итоге часть населения оседает в приграничных областях материкового Китая.
С административной точки зрения объединение вряд ли возможно: Макао и Гонконг обладают широкой автономией и не считают себя частью Китайской Народной Республики (КНР). Тем не менее это вряд ли сможет остановить стихийное срастание четырех мегаполисов в один.
Фото Depositphotos: kalinovsky, raywoo, leungchopan, bbbbar
Ламу, Кения
Старейший обитаемый город Кении расположен на берегу Индийского океана на одноименном острове: с конца XIV века город Ламу и остров Ламу находились на пересечении морских торговых путей из Азии в Европу. С появлением железной дороги в материковой Кении и отменой работорговли торговое значение Ламу понизилось. От вымирания город спасло прибрежное положение: вместо перевалочного пункта для моряков город превратился в туристический центр с пляжным отдыхом. Еще одна точка притяжения для туристов — архитектура XVII века, благодаря которой город попал в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Население исповедует ислам, но без китайского влияния все равно не обошлось: недавние исследования показали, что в ДНК местных жителей присутствует китайский след. Символично, что экономическим возрождением города в XXI веке вновь займутся китайцы. Инвесторы из КНР построят на острове нефтеперерабатывающий завод и огромный порт с нефтеналивными мощностями: в ближайшие годы Ламу станет конечной точкой большой транспортной артерии, которая свяжет Кению с Эфиопией и Южным Суданом. Полезные ископаемые из соседних стран по трубам и железным дорогам будут стекаться в Ламу, откуда по морю отправятся по всему миру. В рамках многомиллиардного проекта LAPSSET (Lamu Southern Sudan Ethiopia Transport Corridor, что означает «Транзитный коридор между Ламу, Южным Суданом и Эфиопией») здесь построят автомагистрали, аэропорт и новый курортный район.
«Сейчас 75% моего населения живут на $1 в день, — рассказывал местный губернатор Стивен Икуа в 2014 году. — У нас нет больниц, нет нормальных школ и нет инфраструктуры». Ожидается, что к 2050 году население острова увеличится с нынешних 100 тыс. до 1,25 млн жителей.
Фото Depositphotos: Byelikova
Кин-Цзинь-Чжи, Китай
Конкуренцию южному промышленному кластеру Китая готов составить северный супергород: в 2022 году территорию Пекина, Тяньцзиня и всей провинции Хэбэй планируется объединить в единую агломерацию размером с Белоруссию. Новый город будет в два раза больше Болгарии, а по уровню заселенности превзойдет целую Японию — ожидаемая численность населения составит 130 млн человек. Агломерация получит название Кин-Цзинь-Чжи: в наименовании объединят иероглифы от Пекина («Кин»), Тяньцзиня («Цзинь») и Чжили («Чжи») — исторического имени провинции Хэбэй.
Удаленные районы будущей агломерации соединяет сверхскоростным железнодорожным сообщением, а административные здания столицы выведут за пределы центра города — таким маневром китайские власти рассчитывают уменьшить пробки в Пекине. Развитию нового города помогут Олимпийские игры: еще не существующий мегаполис уже выиграл право принять зимнюю Олимпиаду 2022 года. Значительная часть спортивных сооружений будет построена на присоединенных территориях провинции Хэбэй.
Кин-Цзинь-Чжи призван не только отвлечь инвесторов от перенаселенного южного кластера в дельте Жемчужной реки, но и отрегулировать транспортные потоки в Пекине: сейчас из-за неравномерной застройки столица ежедневно стоит в пробках, а путь из дома на работу для местных жителей может занимать по четыре часа.
Фото Depositphotos: silverjohn, chungking, hzzzzzz
Антон Погорельский