Алексей Зимин: «Задача-минимум на ближайшие два года — сохранение доли рынка»
На правах рекламы
Интервью начальника Центрального управления по маркетингу и сбыту группы КНАУФ СНГ (ООО КНАУФ ГИПС, Красногорск) Алексея Сергеевича Зимина
— По различным оценкам строительных компаний, рынок коммерческой недвижимости стагнирует. Как это влияет на производство и сбыт ваших стройматериалов?
— С сожалением можно сказать, что и сектор жилой недвижимости также не растет. Для того чтобы оценить состояние строительной отрасли даже не нужно изучать статистические отчеты или аналитические записки. Достаточно посмотреть на ситуацию на строительных площадках: башенных кранов все меньше, все меньше закладывается котлованов. Оценки того, насколько упадет тот или иной сектор строительства различаются, но едины в определении тренда — это падение. Сектор коммерческой недвижимости быстрее реагирует на изменения в экономике, здесь более эластичный спрос. Отсутствие потребности в новых площадях также легко оценить — достаточно зайти в торговый центр и пройтись вдоль вывесок «аренда» или «помещение сдается», или посмотреть на пустующие рабочие кабинеты в офисных зданиях. Представления о том, какую величину составит глубина падения, различаются, вот недавно в одном из отчетов видел цифру — 20% процентов уже в текущем году.
Такое положение дел, безусловно, сказывается на состоянии отрасли производства строительных и отделочных материалов. Важно еще понимать, что отделочные материалы поставляются на строительный объект, когда он находится уже в определенной степени готовности, это может быть через полгода, а то и через полтора года после начала строительства. Поэтому наша отрасль еще не в полной мере ощутила воздействие новой экономической реальности. При всем нашем оптимизме мы объективно оцениваем ситуацию и понимаем, что 2016 год будет гораздо сложнее 2015-го, и строим планы на будущее в соответствии с этим. Мы видим целостную картину того, что происходит в отрасли в целом, компания КНАУФ представлена по всей стране, наши производственные предприятия работают и в Санкт-Петербурге и в Иркутской области, сбытовая деятельность покрывает все регионы России. Это, кстати, одно из наших конкурентных преимуществ.
Усиление конкуренции, которое произошло в последние годы, — это еще один фактор осложнения ситуации для каждого отдельного участника рынка. В первую очередь, производителей гипсокартонных листов или гипсовых строительных плит, как они называются теперь в соответствии с новым ГОСТом. Производственные мощности всех игроков на российском рынке сейчас примерно 500 млн кв. м гипсовых строительных плит в год, а весь рынок этой продукции в 2015 году составит по нашей оценке около 240 млн кв. м. Таким образом, потенциальное предложение более чем в два раза превышает спрос.
— Ваши предприятия производят достаточно широкую палитру стройматериалов. Насколько велика разница в разных сегментах рынка?
— У нас действительно большой и хорошо диверсифицированный ассортимент продукции. В той же линейке листовых материалов у нас есть не только гипсовые строительные плиты, очень важный для нас продукт, играющий значительную роль в деятельности КНАУФ, но и нишевые продукты: огнестойкие плиты «Файерборд», акустические плиты «Акустика», влагостойкие — «Аквапанель». Это более сложные продукты с другой, более высокой ценой.
Есть продуктовые группы, которые чувствуют себя как минимум не хуже, чем в прошлом году. Здесь, например, можно отметить элементы каркаса — металлический профиль, пастообразные шпаклевки и другие. Сбыт сухих гипсовых смесей — практически на уровне прошлого года.
Несмотря на спад в строительстве в целом, люди продолжают делать ремонты. Благодаря этому продуктовые группы, нацеленные более на частного клиента, «пострадали» в меньшей степени. Как и во время спада 2008–2009-х годов сегодня мы уделяем работе с конечными потребителями повышенное внимание, хотя, строго говоря, КНАУФ — крупный игрок рынка b2b.
— Выводите ли вы на рынок в этой ситуации новые продукты?
— Это важная часть нашей текущей маркетинговой и производственной политики. В середине лета вывели на рынок новую полимерную шпаклевку. Для нас это совершенно новый продукт, очень интересный. Приходится отвоевывать место на рынке, где долгие годы существовала гегемония одного производителя. Мы смогли предложить рынку очень конкурентную цену при высочайшем качестве продукта, думаю у нас неплохие шансы. Помимо этого готовим к выводу на рынок новый плиточный клей — толстослойный. В сентябре начинаем производство расширенной линейки фасадных штукатурок — «Диамант». В сегменте грунтовок готовим обновление ассортимента.
Более того, не только выводим на рынок новые продукты, но и продолжаем строить новые производственные предприятия. Вот, в октябре текущего года КНАУФ планирует начать монтировать оборудование завода сухих строительных смесей на площадке в Чапаевске Самарской области. Ранее в этом году открылись дополнительные мощности по производству сухих строительных смесей на заводе в Баскунчаке в Астраханской области, что позволило не только увеличить объемы производства, но и расширить номенклатуру.
— Опросы новоселов показывают, что около 20% жителей новостроек остаются недовольны качеством отделочных работ. Ваши материалы используются в основном в отделке. Какие меры вы принимаете для того, чтобы ваши материалы использовались правильно?
— Скорее всего, недовольство новоселов вызывают не сами строительные материалы, а результат, который они получают из-за неправильного применения строительных материалов, несоблюдения технологий.
Большая часть квартир в настоящее время сдается без отделки. И решение, какие строительные материалы и технологии выбрать, ложится на плечи самих новоселов. Очень важно правильно подбирать материалы и технологии под задачу, которую решают строители, и в зависимости от тех условий, которые будут впоследствии в помещении.
Сейчас значительно выросли требования к пожарной безопасности и акустическому комфорту как со стороны государства, так и со стороны граждан. У нас есть проверенные комплектые системы и решения, которые позволяют этого добиться. Повторюсь, КНАУФ предлагает именно системы, и это единственное правильное решение.
Большинство производителей продвигают на рынке исключительно отдельный продукт, к примеру, гипсокартонный лист. Хотя итоговое качество зависит также и от качества каркаса, и от правильного монтажа, крепежных элементов, шпаклевки, которой производилась заделка стыков и множества других факторов, в том числе, например, температурно-влажностный режим, при котором производятся работы. Мы не перестаем разъяснять потребителям, что недостаточно купить хороший гипсокартонный лист, важно соблюдать технологию и применять комплектную систему и материалы, рекомендованные производителем.
В связи с увеличением доли панельных домов в общем объеме сдаваемого жилья, чрезвычайно актуальна проблема обеспечения должного уровня шумоизоляции. У КНАУФ разработаны, например, конструкции полов и потолков, которые позволяют значительно снизить уровень ударного шума, системы облицовок, позволяющие надежно защитить свое жилище от шума из соседних квартир.
Штукатурные системы — тот же системный подход. Мало приобрести хорошую штукатурку, важно подготовить основание, при чем, под разные штукатурки и шпаклевки и на разных основаниях применяются разные грунтовки. В нашей стране, к сожалению, недостаточно развита культура применения грунтовок и мы постараемся восполнить этот пробел.
— Общеизвестно, что на стройках ощущается дефицит квалифицированных рабочих строительных специальностей. Известно, что вы занимаетесь обучением специалистов строительной отрасли. Как вы оцениваете достижения?
— Все время работы компании в России одна из основных наших задач является подготовка квалифицированных кадров, знающих и умеющих применять комплектные системы Кнауф — от рабочего — отделочника до проектировщика и архитектора. Мы занимаемся также подготовкой преподавателей, которые передают полученные знания уже своим ученикам. Разрабатываем и внедряем учебные программы, пишем учебники.
Первый учебный центр КНАУФ в России открылся в Подмосковье на территории предприятия в 1995 году, ровно 20 лет назад, и через 2 года после начала деятельности компании в стране. С тех пор появились новые форматы и программы обучения, в том числе совместно с партнерами. Всего за это время обучение прошли около 100 тыс. человек. В настоящее время у группы КНАУФ СНГ 13 собственных учебных центров. Еще 50 — ресурсные и консультационные центры — подразделения учреждений среднего и высшего профессионального образования соответственно, прошедшие специальную аттестацию со стороны КНАУФ.
Мы много работаем для популяризации современных строительных технологий. Не только на уровне профессиональных строителей-отделочников. Частным лицам, даже если они не собираются брать в руки инструмент, необходимо знать азы технологий, чтобы представлять себе конечный результат, правильно выбрать материал и при необходимости проконтролировать правильность выполнения работ. Для этого мы сотрудничаем с самыми популярными программами про ремонт и строительство на российском телевидении. В ближайшее время запустим обновленный сайт. При этом для нас важно, чтобы он был доступен с различных устройств и в тот момент, когда пользователю требуется информация. Здесь же для профессионалов архитекторов и проектировщиков размещаем описания, альбомы технических чертежей и сами чертежи в электронном виде, чтобы сделать работу по нашим технологиям максимально удобной.
— Вы довольны государственной поддержкой в сфере социального партнерства с учреждениями среднего специального образования?
— Мы давно на различных уровнях говорим о том, что затраты, которые несет бизнес на образовательные проекты и социальное партнерство, необходимо включить в перечень расходов, связанных с производством и реализацией. Полагаю, что в этом случае можно разработать и какие-то защитные механизмы, чтобы избежать злоупотреблений со стороны недобросовестных предпринимателей.
— Есть ли у вас основания для оптимистичных прогнозов в сфере строительства на ближайшие годы?
— Уверен, что российскую экономику ждет подъем и, в частности, строительную отрасль. Даже не потому, что я по натуре оптимист, достаточно посмотреть на существующий в стране уровень потребностей и существующий потенциал, которые формируют предпосылки к росту. Но этого не произойдет в самые ближайшие годы. Наоборот следующие год — два для производителей строительных материалов будут очень сложными. Мы на это время ставим перед собой задачу минимум — сохранения доли рынка по основным продуктам и расширение ассортимента.
Особое внимание мы будем уделять активизации и расширению деятельности в регионах, где, как мы считаем, наша продукция представлена недостаточно, или где мы видим потенциал роста. При этом не хотим обязательно отобрать часть рынка у наших конкурентов. КНАУФ занимается расширением практики применения материалов, в хорошем смысле этого слова пропагандой преимуществ современных строительных технологий, пропагандой сухого строительства, пропагандой преимуществ. Таким образом, пытаемся увеличить емкость рынка. И как и все минувшие с начала деятельности в России 22 года продолжаем верить в потенциал российского рынка.