В московских торговых центрах снизилось количество покупателей
[FL]В [/FL] московских торговых центрах (ТЦ) зафиксирован отток посетителей, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные компании Watcom Group, которая занимается консалтингом в сфере организации торгового бизнеса. Во второй половине июля индекс покупательского трафика (Shopping Index, отражает плотность трафика и количество посетителей в 90 торговых центрах Москвы) в целом снизился на 6–7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Такая ситуация связана с ростом курса доллара и падением цены на нефть, сообщают «Ведомости» со ссылкой на заявление президента Watcom Романа Скороходова. «В декабре 2014 года, когда девальвация была еще более резкой, люди бросились тратить рубли — стали покупать бытовую технику, автомобили и т. д. Но сейчас в связи с инфляцией и, в частности, увеличением расходов на продукты питания денег у людей стало меньше, поэтому былого потребительского ажиотажа не наблюдается», — цитирует издание Скороходова.
Больше всего пострадали ТЦ средних размеров — с арендопригодной площадью (GLA) от 40 тыс. до 80 тыс. кв. м. Индекс в них снизился на 17%. Менее ощутимо экономические трудности отразились на небольших ТЦ до 40 тыс. кв. м GLA, где отток составил всего 2%. Это, по словам Романа Скороходова, объясняется тем, что в такие ТЦ люди обычно приходят за товарами повседневного спроса, а в большие торговые центры ходят, чтобы развлекаться и проводить время.
Издание приводят пример сети «Адамас», где за июль трафик снизился на 15%. В магазинах «Техносила» падение показателя в июле составило 17% по сравнению с началом года. «Отрицательная динамика трафика в сравнении с показателями годичной давности — объективная реальность, в которой ретейл живет с февраля 2015 года», — цитируют «Ведомости» исполнительного директора «Адамаса» Максима Вайнберга.
В июне реальные денежные доходы россиян сократились на 4,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, приводят «Ведомости» данные Росстата.
Вопреки конъюнктуре
Между тем в Москве продолжается ввод новых ТЦ. С апреля по июль 2015 года на рынок вышли три новых торговых центра, а общий объем качественных торговых площадей в столице достиг порядка 5,62 млн кв. м, увеличившись за отчетный период на 1,8%, говорится в исследовании консалтинговой компании NAI Becar. Самый крупный ТЦ во втором квартале 2015 года был введен в Марьино — ТРК MARi компании Praktika Development (70 тыс. кв. м GLA). Другие два комплекса — ТРЦ «Клен» (21 тыс. кв. м GLA) на Енисейской улице и ТЦ «Тиара» (7 тыс. кв. м GLA) на Мичуринском проспекте. Совокупная общая площадь (GBA) новых ТЦ составила 183 тыс. кв. м, GLA – 98 тыс. кв. м.
На вторую половину года в Москве запланирован ввод еще целого ряда торговых объектов, в том числе комплексов площадью свыше 50 тыс. кв. м, многие из которых расположатся за МКАД. «В целом до конца года может быть введено еще порядка 700 тыс. кв. м [торговой недвижимости], что спровоцирует дальнейший рост вакансии в сегменте», — сообщают аналитики NAI Becar. Во втором квартале 2015 года, по данным аналитиков компании, уровень вакантных площадей в столичных ТЦ достиг 6,5%.
Подготовил Владимир Миронов