Что станет с риелторами после заявления Владимира Путина
Риелторская деятельность требует более жесткого регулирования, считает президент России Владимир Путин. По его словам, проблемы в сфере контроля риелторской сферы существуют, и их решением необходимо заняться. «Я не могу не согласиться, что это такая область, которая напрямую выходит на граждан и в значительной степени находится в серой и даже черной зоне», — сказал Путин на медиафоруме Общероссийского народного фронта в Санкт-Петербурге.
Для сравнения он привел пример ЖКХ: «Мы долго спорили с коллегами и в результате пришли к выводу, что компании, которые занимаются обслуживанием в сфере ЖКХ, должны быть лицензированы. Я не хочу говорить о том, что нужно заняться лицензированием риелторских компаний, но то, что там не хватает порядка, – это точно».
В то же время Путин подтвердил свою приверженность концепции либерализации бизнеса. Как сказал глава государства, количество лицензированных видов деятельности в свободной экономике должно сокращаться. Значительную часть регулирования этого вида деятельности нужно передавать на уровень саморегулируемых организаций (СРО). «Допустим, такие компании могут быть членами ТПП [торгово-промышленных палат], а могут и не быть, но, например, в Германии, если ты хочешь заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, ты должен быть членом ТПП», — уточнил президент.
Как регулируется риелторская деятельность
Система лицензирования риелторских компаний и частных лиц была отменена в России в 2002 году. Причем наиболее негативную реакцию это вызвало у самих риелторов. «Отмена лицензии, на наш взгляд, будет способствовать повышению некачественных видов услуг, увеличению количества ни за что не отвечающих фирм-однодневок и процветанию «черного маклерства». Риск потерять при данных «нововведениях» и квартиру, и деньги возрастает в несколько раз. Рынок недвижимости может быть отброшен к своему первоначальному «дикому» состоянию», говорилось в открытом письме компании МИАН накануне отмены лицензий.
Тем не менее на смену лицензированию пришла система добровольной сертификации компаний, суть которой в следующем. Риелторские агентства, которые выступают за прозрачный рынок и честную конкуренцию, становятся участниками профессиональных объединений на федеральном (Российская гильдия риелторов) или региональном уровнях (в Москве — Московская ассоциация риелторов). В рамках этих партнерств компании получают сертификаты соответствия требованиям и профстандартам, которые сообща устанавливают. А также проводят квалификационную аттестацию и переаттестацию всех агентов и брокеров. Все данные о сертифицированных компаниях и аттестованных специалистах рынка недвижимости сводятся в единый реестр.
Существующий в России порядок сертификации предполагает обязательное страхование профессиональной ответственности. Цена страховки как минимум должна покрывать среднюю стоимость двухкомнатной квартиры в регионе, где осуществляет свою деятельность агентство недвижимости (в Москве — 10 млн руб.).
По словам вице-президента Российской гильдии риелторов Константина Апрелева, главным недостатком сертификации оказалась слабая информационная проработка. «Многие покупатели просто не знают о существовании реестра аттестованных специалистов», — сетует он.
Тем не менее риелторское профсообщество сейчас поделилось на два лагеря, первый из которых выступает за возвращение обязательного государственного лицензирования, а второй считает, что регулирование в отрасли должно осуществляться главным образом внутри бизнес-среды на добровольной основе.
По мнению руководителя департамента городской недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Светланы Бириной, введение процедуры обязательного лицензирования могло бы помочь очистить рынок недвижимости от случайных, непрофессиональных и недобросовестных участников, среди которых много частных маклеров. «От их действий страдает репутация нашей профессии», — цитируют Светлану Бирину «Ведомости».
Генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая, в свою очередь, считает, что лицензирование риелторской деятельности не имеет смысла. «По сути, она представляет собой комплекс посреднических услуг и не влечет значительных рисков. Единственная проблема — наличие на рынке так называемых «черных» риелторов. Однако для снижения числа мошеннических организаций можно создать добровольные СРО, а также ввести определенные требования, предъявляемые к риелторским компаниям», — поделилась она своим мнением с «РБК-Недвижимостью».
Возможные варианты
В мировой практике риелторская деятельность регулируется по-разному. В странах Европы действуют прямые государственные гарантии — государство регистрирует сделку и поэтому берет на себя ответственность.
В США агенты и брокеры по недвижимости должны иметь государственную лицензию. Таким образом власть добивается соблюдения минимальных требований к квалификации. Однако в дальнейшем вся их деятельность контролируется Национальной ассоциацией риелторов США, в которую входит 100% участников рынка (более 1 млн профессионалов). Лицензия просто играет роль оценки профессионального уровня специалистов и фильтром для отсева криминала.
Есть только одна страна в мире, где предусмотрена персональная ответственность риелтора за проверку истории перехода прав собственности, — Белоруссия. Однако брокеры в этой стране наделены широкими юридическими полномочиями и имеют доступ к базам данных различных государственных органов.
Введение обязательного членства в СРО участники рынка также не считают наилучшим выходом. «У нас есть пример подобной системы в российском стройкомплексе. — говорит Апрелев. — Это самая худшая модель регулирования рынка в мире. Есть СРО, но что они делают — не понятно. Не создано ни профессиональных стандартов, ни адекватных требований к квалификации. Зато полным ходом идет торговля допусками на строительство».
По мнению специалиста, саморегулирования на обязательной основе — это короткий путь, но чреватый множеством отклонений от своих главных целей — гарантий качества и надежности услуги риелтора, чистоты сделок и изоляции криминала.
В качестве предположения о причине интереса президента страны к риелторской сфере участники рынка называют лобби со стороны «силового блока». «Речь идет о Росфинмониторинге, который сейчас пытается создать механизмы контроля над сделками и финансовыми потоками, в том числе в риелторском бизнесе, для чего в прошлом году даже разработал соответствующий законопроект», — считает вице-президент РГР.
Как первый шаг в этом направлении можно расценивать поправки, принятые в прошлом году в отношении обязательной отчетности ИЧП, которые занимаются риелторской деятельностью.
Значительно более грамотным и актуальным специалисты считают другой законопроект, предполагающий слияние Росреестра и Кадастровой палаты. Планируется, что новая объединенная структура государственной регистрационной системы будет отвечать за проверку истории недвижимости.
Впрочем, по словам Апрелева, риелторские компании, являющиеся сегодня участниками добровольных профессиональных объединений, устроит любой вариант усиления рычагов госрегулирования, поскольку те методы контроля, которые существуют в рамках самоорганизации, вряд ли сильно изменятся.
Владимир Миронов