Театральный долгострой: как реконструируют «Геликон-оперу»
В московском музыкальном театре «Геликон-опера» на Большой Никитской улице закончены общестроительные работы. Об этом сообщил руководитель департамента строительства города Москвы Андрей Бочкарев. Решение о реконструкции театра было принято в 2002 году, однако началась она только пять лет спустя. Затем работы были заморожены и возобновлены только в 2014 году.
Проект «Геликон-опера» разделен на две части: строительство нового корпуса и реконструкция исторического здания усадьбы Глебовых-Стрешневых (XVIII век), которая стала театром еще в XIX веке, а в начале XX-го в нем была открыта камерная сцена.
В историческом здании был проведен полный комплекс реставрационных работ. По технологиям XIX века воссоздан малый белоколонный зал на 227 зрительских мест, сохранены подлинная лепнина и деревянный сводчатый потолок. Зал получил имя княгини Шаховской, которая в разное приглашала сюда для выступлений Петра Чайковского, Федора Шаляпина, Александра Пушкина. Здесь играл свой первый концерт в России Клод Дебюсси.
Проектные изображения интерьеров
Текущее состояние «Геликон-оперы»
Фото: stroi.mos.ru
В новом корпусе, который построен в перекрытом внутреннем дворе усадьбы, завершены монолитные работы, кирпичная кладка перегородок и стен. Рабочие оштукатурили и утеплили фасад, установили металлоконструкции над сценой, закончили работы по облицовке стен зрительного зала и установке окон. Сейчас монтируются кресла и ведутся пуско-наладочные работы оборудования сцены.
Зал в новой части «Геликон-оперы» рассчитан на 500 тыс. мест и имеет форму амфитеатра. Частью акустической системы станут специально сконструированные звукоотражающие сферы, которые назвали «геликонами».
В театре будет установлена инновационная сцена. Планшет сцены оборудуют платформами, которые могут синхронно подниматься и опускаться прямо во время спектакля. В стены вмонтируют LED-панели со светодиодной подсветкой, на которые можно выводить различные изображения. Это поможет создать визуальный эффект во время спектаклей (например, подводного мира для оперы «Садко»). Навесной потолок над сценой улучшит аккустику, а также создаст иллюзию звездного неба. Новый зал будет иметь название «Стравинский».
В фойе театра строители обустроят стеклянный пол, под которым зрители смогут увидеть уникальные артефакты — камни, взятые около дома Моцарта в Зальцбурге и усадьбы в Клину, где жил Чайковский, а также из театра, построенного композитором Вагнером в Байройте (Германия).
Как сообщили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе департамента строительства, площадь зданий театра после реконструкции будет увеличена почти втрое — с первоначальных 5 тыс. до 13,5 тыс. кв. м. Весь комплекс зданий «Геликон-оперы» планируется полностью открыть для посетителей осенью 2015 года.
В 2010 году по поводу проекта реконструкции усадьбы на Большой Никитской, 19, возник публичный спор. Активисты общественного движения «Архнадзор» утверждали, что реконструкция по проекту Андрея Бокова и Дмитрия Буша («Моспроект-4») сопровождалась сносом зданий XVIII–XIX веков и исчезновением исторического усадебного двора. Главный дом был надстроен новым этажом, при этом снесена теремковая кровля, венчавшая центральную часть дворового фасада. «Архнадзор» призывал вовсе отказаться от реализации проекта строительства новой сцены и ограничиться приспособлением главного дома усадьбы для малой сцены театра.
Правительство Москвы на время приостановило строительные работы для проведения дополнительной экспертизы специалистами Росспецреставрации. Театральное сообщество и лично худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман обратились к властям города с просьбой завершить реконструкцию, в 2010 году уже сделанную на 40%. После этого было принято решение довести проект «Моспроекта-4» до конца.
Здание на Большой Никитской, 19
Усадебный комплекс на Большой Никитской, 19, построен в середине XVIII века.
В 1759–1761 годах в доме, где сейчас находится «Геликон-опера», жила Настасья Дашкова. С 1768 года дом принадлежал сенатору и генерал-аншефу Федору Глебову, а затем его вдове — Елизавете Глебовой-Стрешневой.
С 1864 года наследницей огромного состояния Глебовых-Стрешневых стала Евгения Шаховская. К одному из фасадов старого барского дома она пристроила по проекту архитектора Константина Терского (учитель Федора Шехтеля) полукруглое здание домашнего театра.
В 1885 года Шаховская-Глебова-Стрешнева начала строительство нового парадного зала на втором этаже главного дома. Позднее зал был назван Белоколонным. Помещение площадью около 400 кв. м, представляющее в плане квадрат, предназначалось для проведения общественных собраний, благотворительных концертов и других мероприятий.
В 1920 году здание Никитского театра было передано Театру Революционной сатиры (Теревсат). В 1922 году Теревсат расформировали и вместо него создали Театр Революции. Ответственным руководителем и заведующим художественной частью назначили В. Э. Мейерхольда.
В 1937 году главный дом и часть строений во дворе были переданы профессиональному Клубу медицинских работников. Многие десятилетия он являлся одним из самых известных культурных центров Москвы. Время его расцвета — 70-е — начало 90-х годов прошлого столетия, когда Домом медика руководил Александр Бертман — отец сегодняшнего худрука «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана.
В 1990 году здание было передано вновь созданному коллективу Московского музыкального театра «Геликон-опера», который объединил молодых и талантливых артистов и музыкантов.
Владимир Миронов