Москва фабричная: кто и почему выбирает лофты для жизни и бизнеса
Популярный в США и Европе формат недвижимости «лофт» с начала 2000-х годов активно развивается в Москве и других крупных городах России. Сегодня только в столице насчитывается 15 жилых комплексов, в названии которых присутствует это слово: Loft 151, Loft Time, Loft Park, Soho Loft Apartments, The Loft Club, Aerolofts и т. д. А еще есть лофт-кафе и лофт-бары, лофт-студии и лофт-магазины. И крупные, и небольшие компании арендуют лофты в деловых центрах: «Красная роза» (бывшая фабрика по производству шелка, построена в 1875 году), «Голутвинская слобода» (текстильная фабрика до 1917 года, позднее — завод «Красные текстильщики»), Digital October (бывшая фабрика «Красный Октябрь»), «Даниловская мануфактура», дизайн-завод Flacon (стекольно-хрустальный завод, основанный в 1864 году), центр дизайна Artplay (бывший завод «Манометр»).
Что привлекает бизнес и частных инвесторов в неординарной недвижимости, расположенной в бывших индустриальных объектах, редакция «РБК-Недвижимости» узнала у владельцев квартир и предпринимателей, остановивших свой выбор на лофтах.
История лофта
Первые лофты появились в Америке в 1920-х годах. Именно тогда в пустующие фабричные помещения на территории Сохо, Манхэттена или Квинса в Нью-Йорке стала заселяться творческая богема. Их привлекала большая площадь и низкая цена. В те времена средняя площадь подобных помещений составляла 500–1000 кв. м. Сначала в них организовывались мастерские, студии звукозаписи, позже владельцы стали туда переезжать. Сегодня лофты в Нью-Йорке приобрели популярность у звезд кино, адвокатов и успешных бизнесменов, и их цена, соответственно, выросла — апартаменты площадью 250–300 кв. м оцениваются в $3,5–4,5 млн.
Лофт голливудского актера Орландо Блума в Нью-Йорке в здании 1882 года постройки
|
Лофт для жизни
Сегодня лофты в Москве представлены в различных классах жилой недвижимости. Это и апартаменты премиум-класса недалеко от Кремля, и комплексы бизнес-класса, и комфорт-сегмент, куда стремится молодежь. На взгляд эксперта интернет-каталога «Лофты и Апартаменты» Елены Шендлер, наиболее ходовая площадь лофтов в Москве — это 30–60 кв. м в ценовой категории 5–10 млн руб., что сопоставимо на сегодняшний день с ценами на вторичное жилье в старых домах Москвы.
В июне прошлого года на «РБК-Недвижимости» был опубликован интерьер небольших апартаментов в известном лофт-комплексе «Даниловская мануфактура». Дизайнер, сделавшая проект, рассказала, почему ее заказчики выбрали именно эту недвижимость и как они ее используют.
Руководитель студии Auroom Евгения Островская:
Интерьер лофта в комплексе «Даниловская мануфактура»
Недавно актер, сценарист, один из основателей театра «Квартет И» Леонид Барац приобрел просторные лофт-апартаменты в старом фабричном здании комплекса «Рассвет Loft-studio» (девелопер KR-Properties). По словам российского актера, на решение повлияло несколько факторов. Леониду понравилось место, атмосфера и проект комплекса, а также расположение в хорошо знакомом районе Москвы — на Пресне.
Актер и основатель «Квартет И» Леонид Барац:
Проект комплекса «Рассвет Loft-studio»
Один из вариантов дизайн-проекта лофта Леонида Бараца, разработанный девелопером
Лофт для бизнеса
Молодые предприниматели, фрилансеры, небольшие компании также выбирают лофт-офисы с небольшой «нарезкой» офисных площадей (от 20 кв. м). Актуальный дизайн и атмосфера в старых фабричных стенах привлекает молодую и интеллектуальную аудиторию. Именно ей начинающие бизнесмены предоставляют свои услуги и продукцию. При этом затраты на переделку помещения под собственные нужды в ряде случае ниже, поскольку сам стиль лофт предполагает сохранение существующей индустриальной эстетики и нетребователен к выбору дорогих материалов и дизайнерских решений. Потолки высотой 5–7 м в бывших промышленных цехах позволяют делать второй уровень в помещении и тем самым увеличивать полезную площадь. Также, по словам архитектора и основателя студии T+T architects Сергея Труханова, на выбор лофта влияет низкая ставка аренды и неограниченная свобода действий.
Основатель T+T architects Сергей Труханов:
На территории завода «Союз» на Лужнецкой набережной не действовало и не действует никаких ограничений с точки зрения перепланировки, контроля дизайна и прочего. Нам фактически позволили делать все, что мы захотим. Подобное трудно себе представить в организованных бизнес-парках, таких как «Даниловская мануфактура» или «Винзавод». То есть это настоящая промышленная территория. Соседи, например, расписали фасад, а архитектурная фирма UNK project обтянула свой корпус баннерной сеткой. В бизнес-центрах все подобные творческие эксперименты невозможны. Арендодатели строго ограничивают свободу реализации.
В итоге мы вычистили все внутреннее пространство, открыли несущие деревянные балки и сделали такой интерьер, какой хотели. Из отрицательных моментов можно назвать только текущую первые полгода кровлю и высокую вероятность продажи всей территории девелоперу с последующим выселением арендаторов.
Медийная площадка Roof Point, офис компаний T+T Architects, K.S. Buro
Лофты привлекают не только архитектурные бюро и прочие творческие коллективы. Московские предприниматели самого разного профиля выбирают для ведения бизнеса подобные помещения.
Владелец парикмахерской-мастерской «Шипр» Денис Лазарев:
В декабре 2014 года мы заключили договор аренды и попали в трудную ситуацию, когда невозможно было совершать закупки из-за пересмотра цен в связи с ростом курсов валют. По той же причине трудно было нанять рабочих. Фактически ремонт занял у нас полтора месяца. Особенностью нашего лофта являются высокие потолки при малой площади всего 45,7 кв. м. Арендодатели лофт-центра сразу предложили сделать второй уровень у боковой стены. Однако мы решили расположить мезонин вдоль всего помещения. В результате получилось дополнительно 25 кв. м при той же ставке аренды. Второй уровень сделан из дерева, поскольку конструкция из металла оказалась дорогой и трудоемкой в изготовлении.
Мастерская «Шипр»
Совладелец свадебного салона Almostwife Виктория Морозова:
— Изначально было трудно представить, что это помещение станет когда-нибудь свадебным салоном. Не было внутренних стен, туалетов, и мы — единственные арендаторы на этаже. Хотели что-то модное, свежее, современное. Именно таким и является стиль лофт. Помещение площадью 57 кв. м ремонтировалось в течение двухмесячных арендных каникул. Стоимость ремонта составила 300–350 тыс. руб.
Свадебный салон Almostwife
Владелец Loft Cinema, Loft Bar Андреас Лобжанидзе:
— Наша аудитория — это средний бизнес, селебрити, успешные люди, которые умеют и правильно себя вести, и правильно дискутировать. Loft cinema — не только точка, где можно посмотреть фильм, но и есть возможность спокойно его обсудить. Если после просмотра в обычных кинотеатрах люди делятся впечатлениями дома, то здесь формат несколько иной. Мы создали Loft bar как место, откуда не хочется уходить и где можно проводить дополнительное время и деловые встречи.
Кино и бар Loft cinema, Loftbar
Совладелец кальянного лофта Legends Дмитрий Милостнов:
Бытует мнение, что бизнес в стиле лофт — обязательно творческая среда и все, что связано с хипстерами. Но, опираясь на свой опыт, можно сказать, что это совсем не так. Лофты объединяют совершенно разные бизнесы, и отличительной чертой является то, что соседи по аренде открыты к общению и быстро становятся партнерами и друзьями.
Кальянный бар Legends
Теме лофтов посвящена одна из последних программ «РБК.Недвижимость» на РБК-ТВ
Антон Елистратов