В огне горит: что потеряла современная Москва
В Москве в ночь 13 марта загорелась колокольня Новодевичьего монастыря. По данным МЧС, на втором ярусе здания, которое находилось на реконструкции, загорелись строительные леса. Площадь пожара составила до 300 кв. м, однако интерьеры помещений памятника архитектуры пламя не повредило.
По словам московеда, историка архитектуры Дениса Ромодина, до этого колокольня страдала от огня трижды, но незначительно – во время пожара 1812 года, после смерча 1904 года и урагана 1998 года.
Построенная в конце XVII века шестиярусная колокольня Новодевичьего монастыря – вторая по высоте в Москве (72 м) после колокольни Ивана Великого на Соборной площади. «Есть версии, что ее высота предполагалась выше на один ярус, но это не было реализовано по причине свержения царевны Софьи и по каким-то техническим соображениям, – говорит Ромодин. – Архитектура постройки уникальна. И колокольня, как и сам ансамбль монастыря в 2004 году были включены ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества, а в 2010 году весь монастырь был окончательно передан в ведение церкви. В прошлом году на колокольне начались реставрационные работы».
На место пожара приехал замминистра культуры РФ Григорий Пирумов, который пообещал, что колокольню приведут в прежний вид в кратчайшие сроки. Другим памятникам архитектуры, пострадавшим от огня в последние годы, повезло меньше.
Усадьба Нарышкиных
В августе 2014 года огонь серьезно повредил здание усадьбы Нарышкиных в Филевском парке, которое находилось на реконструкции. Площадь возгорания составила 600 кв. м, сгорели перекрытия, обрушился купол и кровля. Причиной возгорания объявлена неисправная электропроводка.
Точная дата постройки господского дома неизвестна, однако его архитектура соответствует второй половине XVIII века. На возвышенном месте сначала был выстроен деревянный дом в стиле раннего классицизма, в 20-е годы XIX века парадный двор дополнили флигелями в стиле ампир. Пейзажный парк был сформирован в конце XVIII века.
Как сообщили в администрации ПКиО «Фили», восстановительных работ на объекте частная компания, которая получила инвестконтракт на здание усадьбы Нарышкиных, после пожара еще не начинала.
Усадьба Мейера
В ноябре 2014 года пожар произошел в деревянном комплексе зданий усадьбы Карла Мейера в переулке Чернышевского. Пожар продолжался более часа, частично обрушились стены здания и кровля. Площадь пожара составила около 1,5 тыс. кв. м. С огнем боролись восемь бригад пожарных.
Усадьба Карла (Константина) Августовича Мейера построена в конце 1890-х годов. Хозяин дома был владельцем нескольких российско-американских магазинов галош, расположенных в центре Москвы (на Кузнецком мосту, в Камергерском и Газетном переулках). Дом стоял на высоком берегу большого пруда (не сохранился), который образовывала здесь речка Неглинка. Главный усадебный дом и флигель построены по проекту Максимилиана Геппенера, русского архитектора немецкого происхождения.
В 2008 году флигель усадьбы Мейера стал филиалом музея Есенина в Москве и был украшен барельефом с портретом поэта. Поэт в 1912 году активно посещал кружок, собрания которого проходили в этом доме. В фильме «Служебный роман» Эльдара Рязанова в этом доме живет главный герой – Новосельцев.
На сегодняшний день усадьба Карла Мейера остается в том же состоянии, что и после пожара.
Павильон «Ветеринария» на ВДНХ
В августе 2011 года дотла сгорел павильон «Ветеринария» на ВДНХ. Одной из причин тогда назвали нарушение правил противопожарной безопасности во время проведения газосварочных работ на крыше. Тушить огонь пришлось водой из фонтанов, так как в гидрантах на территории выставки оказалось недостаточно высокое давление. В результате спасти здание не удалось.
Павильон «Ветеринария» был одним из немногих сохранившихся элементов первоначального ансамбля ВСХВ середины 1930-х годов, говорят представители общественного движения «Архнадзор». До последнего дня он сохранял не только изящное убранство фасадов в стиле советского классицизма, но и фрагменты подлинных интерьеров, включая росписи плафонов и светильники.
«Вопреки своим художественным качествам здание не было официально признано объектом культурного наследия, как и многие другие постройки ВСХВ-ВДНХ. Его гибель, скорее всего, не повлечет ничьей персональной ответственности. Зато престижный участок в самом центре комплекса оказался расчищен», – говорилось в открытом заявлении «Архнадзора» по факту пожара.
Доходный дом Третьяковых
В 2008 году на Кузнецком мосту произошел пожар в здании доходного дома братьев Третьяковых. На момент пожара здание находилось на реконструкции – его собирались превратить в торгово-офисный центр. Строению был нанесен значительный ущерб: пострадали стены, частично обрушились перекрытия и крыша.
В пресс-службе ГУ МЧС России по Москве тогда сообщили, что причиной пожара стало нарушение правил безопасности при проведении газосварочных работ на крыше – загорелся обрешетник и утеплитель. Площадь пожара, которому была присвоена третья при пятой максимальной категория сложности, составила 1 тыс. кв. м. В тушении пожара принимали участие 28 пожарных расчетов, поисково-спасательный отряд, специализированный пожарно-спасательный отряд и отряд Центроспаса.
Здание было возведено в 1892 году архитектором А. С. Каминским по заказу купцов-меценатов – братьев Павла и Сергея Третьяковых. Оно является объектом культурного наследия регионального значения. В 2011 году в здании закончились реставрационные работы, которыми руководил архитектор Александр Студеникин. При реконструкции были усилены фундаменты, укреплены стены, заменено чердачное перекрытие здания. В интерьерах восстановлены мозаичные полы, дубовые двери, парадная лестница с перилами из натурального мрамора, лепнина потолков.
Манеж
Самый значительный для исторической части Москвы пожар произошел 14 марта 2004 года, в день выборов президента России. Огонь практически полностью уничтожил историческое здание столичного Манежа. Неповрежденными остались только массивные наружные стены. Сгорели произведения 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона», погибли творения современных художников галереи «Манеж», размещавшейся на первом этаже.
Выдвигалось много версий о поджоге, связанных с тем, что Манеж являлся на тот период спорным объектом – столичные власти заключили по нему инвестконтаркт с австрийской компанией M.S.I., а федеральные утверждали, что объект Москве не принадлежит. Однако расследование данные версии не подтвердило.
Манеж построен в 1817 году по случаю пятилетней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту Бетанкура, а в 1824–1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове.
После пожара в 2004 года здание было перестроено по проекту архитектора Павла Андреева с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера. Выставочные площади при этом значительно увеличились. Как сообщали в 2005 году «Известия» со ссылкой на Павла Андреева, на реконструкцию Манежа было потрачено $50 млн.
Достоверно оценить размер ущерба при пожарах в исторических зданиях далеко не всегда возможно. Из-за этого, в частности, с архитектурными раритетами не любят работать страховые компании. «Памятники архитектуры – это нестандартный продукт для страховых компаний, – говорит ведущий андеррайтер по страхованию имущества юридических лиц представительства AIG в России Тамара Окромчедлишвили. – Один из главных моментов – правильное определение стоимости объекта, и далее – страховой суммы».
Соответственно, в обязательном порядке потребуется экспертная оценка стоимости, а в случае с уникальными объектами это сделать непросто. Как правило, при страховании здания должны возмещаться средства, которые необходимы для того, чтобы вернуть объекту то состояние, в котором он находился до наступления страхового случая. Когда речь идет о памятнике архитектуры, к обычным расходам на восстановление прибавляются затраты на возвращение исторического облика.
Владимир Миронов