Пассажирские хабы: мировой опыт для Москвы
Для развития системы общественного транспорта в Москве реализуется амбициозная комплексная программа. Важной ее частью является строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые увяжут в единую систему метро, железную дорогу, наземный городской и водный транспорт. Другие названия ТПУ: пассажирский хаб, городской транспортный терминал, транзитный пассажирский комплекс и т. д.
При этом крупным ТПУ в Москве отводится роль драйверов для развития окружающих их городских территорий, жилой застройки. К 2020г. в Москве планируется построить 273 ТПУ (из них 192 – капитальных).
Капитальный ТПУ – это многоэтажный комплекс, в котором терминалы для разных видов транспорта «разведены» по разным уровням, но при этом объединены системой удобных переходов для пассажиров. Помимо этого в капитальный транспортный хаб интегрируются ретейл (торговля), кафе и рестораны, зоны развлечений и досуга и пр.
Городские пассажирские хабы появились в середине XIX века в Европе. Одним из первых примеров успешного развития проектов ТПУ в мировой практике может служить King’s Cross Central в Лондоне. Лондонский вокзал Кингс-Кросс был открыт в 1852г. В 1963г. в городе появилась первая в мире линия метро, одной из станций которого стала Кингс-Кросс Сент-Панкрасс. Вокзал соединили с подземкой пешеходным переходом, обеспечившим пассажирам удобную пересадку с одного вида транспорта на другой. Со временем железнодорожная и подземная станции, управлявшиеся разными операторами, стали позиционироваться как единый комплекс на базе крупнейшего транспортного узла Великобритании.
Проекты московских ТПУ
В мировой градостроительной практике принята следующая формула для характеристики транспортно-пересадочного узла: ТПУ = хаб + ТОР.
Одна из основных задач хабов – создание комфортных пересадочных зон в местах схождения транспортных маршрутов, оптимизация пешеходных и транспортных потоков, сокращение времени на пересадку. ТОР (Transit Oriented Development – транзитно-ориентированное развитие) – это стратегия проектирования и планирования, за основу которой берутся такие модели городской застройки, которые позволяют организовать транспортную систему с максимальной пользой для пассажиров.
***
Редакция «РБК–Недвижимости» собрала информацию о десяти объектах в мировых мегаполисах с развитой сетью пассажирского транспорта, опыт которых будет использоваться при строительстве ТПУ в Москве.
Amsterdam Centraal Station
Амстердам, Нидерланды
260 тыс. пассажиров в день
Центральный вокзал в Амстердаме был возведен в 1889г. Он несколько раз перестраивался – в 1920-е, 1950-е и 1980-е годы. С 2014г. здание вновь находится на реконструкции (до 2017г.).
Архитектурный образ станции в стиле неоренессанс напоминает средневековый собор. Проект здания выполнен группой архитекторов во главе с Питером Кайперсом. При этом комплекс представляет собой сложнейшее технологическое сооружение, расположенное между двумя каналами. Элементы современной транспортной инфраструктуры органично вписаны в ансамбль исторического здания вокзала. Помимо того что Amsterdam Centraal Station сам является памятником истории и архитектуры, он расположен в зоне пешей доступности от основных достопримечательностей голландской столицы: королевского дворца, дома Анны Франк, Амстердамского университета и района Красных фонарей.
С одной стороны от вокзала распложен порт, с другой – железная дорога. Изначально хаб связывал водный и железнодорожный транспорт. Сейчас комплекс объединяет маршруты международного и междугородного железнодорожного сообщения, аэроэкспресс (от центра города до аэропорта), метро, наземный городской пассажирский транспорт (НГПТ), легкорельсовый транспорт (ЛРТ), водный общественный транспорт, такси.
Beijing South Railway Station
Пекин, Китай
660 тыс. пассажиров в день
Южный вокзал Пекина построен в 1897г. (реконструирован в 2008-м).
В технологическом плане это уникальное здание. Площадь крыши по размеру сопоставима с двадцатью футбольными полями. Часть кровли площадью 30 тыс. кв. м застеклена, на крыше смонтированы солнечные элементы для получения энергии. Объект состоит из пяти уровней, три из которых – минусовые. Подземные этажи соединяются с линией метро, пассажиры которого могут с комфортом пересаживаться на другие виды транспорта, не выходя на улицу и попутно пользуясь всевозможными расположенными в здании комплекса сервисами. В терминале работают рестораны, магазины, отделения банков и т. д.
Хаб связывает метро, городской наземный транспорт, высокоскоростную железную дорогу до Тяньцзина и Шанхая, международное и местное железнодорожное сообщение.
The Port Authority Bus Terminal NY
Нью-Йорк, США
200 тыс. пассажиров в день
Хаб является одним из центральных элементов транспортной системы Нью-Йорка и всего штата. Как рассказывается на официальном сайте автовокзала, в конце 1930-х – начале 1940-х гг. прошлого века нью-йоркские автобусы ходили из восьми отдельных автобусных терминалов, расположенных по всему городу. Рост городских и внешних маршрутов стал причиной транспортного коллапса на улицах Нью-Йорка. Было принято решение создать единый автобусный терминал. В 1950г. его построили, затем несколько раз подвергали реконструкции. В конце 1970-х и начале 1980-х гг. объект расширили на 50% из-за роста транспортного трафика.
Терминал расположен рядом с площадью Таймс-Сквер, мюзик-холлом Радио-Сити, музеем Мадам Тюссо, Линкольн-центром, Рокфеллер-центром, бродвейскими театрами, спортивной ареной «Мэдисон-сквер-гарден». Проектировщикам пришлось решать сложную задачу по включению пересадочного узла в сверхплотную городскую застройку и разграничению автобусного движения независимо от городского трафика.
Сейчас хаб является узловым комплексом, в котором сходятся маршруты метрополитена, междугородних автобусов, наземного городского транспорта и такси.
Shinjuku Station
Токио, Япония
3,64 млн пассажиров в день
Станция Синдзюку – главный транспортный узел, связывающий центральный Токио с его западными пригородами. Она открылась в 1885г. как одна из остановок на линии Акабанэ – Синагава. В то время Синдзюку еще не стал большим районом, и станция была не сильно загружена.
Сейчас это хаб с самым большим пассажиропотоком в мире. Показатель превышает 3,5 млн человек в день, и это зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Существует более двухсот выходов со станции, в том числе через подземные торговые ряды. В транспортный комплекс интегрировано два крупных подземных торговых центра и шесть универмагов.
Хаб объединяет железнодорожный транспорт (городской, пригородный, междугородний и аэроэкспресс до аэропорта Нарита), метро, автобусные терминалы. Железнодорожной секцией ежедневно пользуются около 1,5 млн пассажиров.
Grand Central Station
Нью-Йорк, США
75 тыс. пассажиров в день
В 1913г. на базе небольшой железнодорожной станции возвели грандиозное здание Центрального железнодорожного вокзала Нью-Йорка. Значительная часть его помещений находится под землей. Один из подземных уровней – М42 – был долгое время засекречен, он соединяет станцию с нью-йоркским Капитолием.
Вокзал является мировым рекордсменом по числу платформ и путей (44 и 67 соответственно). Объединяет железнодорожный транспорт, метро (New York City Subway), автобусный терминал, такси. Однако пассажиропоток относительно небольшой, хабом ежедневно пользуются 75 тыс. человек – американцы предпочитают железной дороге автомобили и самолеты.
Тем не менее сейчас планируется расширение вокзала за счет сооружения еще одного нижнего уровня, на котором будет располагаться станция Лонг-Айлендской ветки, что позволит увеличить количество путей вокзала до 75, а количество платформ – до 48.
Nagoya Station
Нагоя, Япония
1,14 млн пассажиров в день
Станция Нагоя – самый большой по общей площади пересадочный узел в мире. Суммарная площадь всех его помещений составляет около 450 тыс. кв. м.
В своем сегодняшнем виде комплекс был достроен в 1999г. Его надземная часть состоит из двух небоскребов (59-этажный отель Tower и 55-этажный бизнес-центр с вертолетной площадкой на крыше). В офисном здании расположена штаб-квартира компании JR Central (главная железнодорожная компания на острове Хонсю).
Рядом со станцией находится площадь Meieki, которая является местом пересечения основных торговых улиц и сосредоточения подземных торговых центров, ресторанов, закусочных и развлекательных комплексов.
Пересадочный узел связывает железную дорогу, метро, наземный городской транспорт. Шесть железнодорожных платформ и двенадцать линий расположены в подземной части.
Gare du Nord
Париж, Франция
500 тыс. пассажиров в день
Европейским рекордсменом по количеству путей является Северный вокзал – один из семи вокзалов Парижа. Он принадлежит национальному оператору SNCF.
Станция открыта в 1864г. (достраивалась до 1864г.). Автор проекта – архитектор Жак–Иньяс Хитторф. Объект появился на месте другого здания вокзала, которое ранее было разобрано по камням и перенесено в Лилль, где до сих пор служит помещением вокзалу Лилль Фландрия.
Фасад Gare du Nord выполнен в форме триумфальной арки. Строение каменное, а крыша поддерживается чугунными конструкциями. Станция многократно расширялась в связи с увеличением объема пассажирских перевозок. Здание вокзала приобрело статус исторического монумента в 1975г.
О географии следования поездов с парижского Северного вокзала рассказывают скульптуры на фасаде, которые символизируют разные города. Восемь больших статуй символизируют международное сообщение (Лондон, Вена, Брюссель, Варшава, Амстердам, Франкфурт, Берлин, Кельн). Двенадцать меньших – внутреннее (Аррас, Лан, Лилль, Бове, Валансьен, Кале, Руан, Амьен, Дуэ, Дюнкерк, Камбре, Сен–Кантен). Во времена СССР на вокзал приходил поезд из Москвы, но соответствующей скульптуры нет.
Gare du Nord обеспечивает пересадки на метро и сеть городских и пригородных электричек. В 2002г. вокзал обслужил 180 млн пассажиров. Это рекордный показатель пассажирооборота в Европе.
Clapham Junction
Южный Лондон, Великобритания
430 тыс. пассажиров в день
Станция построена в районе Баттерси в 1840г. С ее появлением район стал динамично развиваться – население с 6 тыс. человек в 1840г. выросло до 168 тыс. в 1910г. При этом в народе его стали неофициально именовать по названию станции – Клепхэм. С 1980-х Клепхэм приобрел популярность среди иммигрантов, студентов и представителей ЛГБТ-сообщества. Появилось много кафе, пабов и винных ресторанчиков.
Станция находится на пересечении маршрутов, связывающих наиболее оживленные части Лондона от станций Ватерлоо и Виктория. Создание пересадочного узла, в котором пересеклись железная дорога, метро и автобусные маршруты, сделало удобным путь от спального Клепхэма до деловых кластеров города.
Clapham Junction является мировым рекордсменом по показателю плотности трафика. Через нее ежесуточно проходит около 2 тыс. поездов, более половины из них делают остановки (один поезд каждые 13 секунд в час пик).
Kamppi Centre
Хельсинки, Финляндия
100 тыс. пассажиров в день
Многофункциональный комплекс в районе Камппи совмещает транспортный терминал и крупнейший торговый центр в Финляндии площадью 37 тыс. кв. м. Также 12,5 тыс. кв. м занимают офисы, 6 тыс. кв. м – жилые апартаменты. Общая площадь комплекса – 135 тыс. кв. м. Полностью комплекс был введен в эксплуатацию в 2006г.
Недалеко от него находятся такие финские достопримечательности, как Музыкальная академия Сибелиуса, Дом музыки, Парламент Хельсинки, Национальный музей и Дворец конгрессов.
Хаб обслуживает маршруты метро, наземного городского транспорта, такси и междугородних автобусов (станция для которых расположена на подземном этаже).
Berlin Hauptbahnhof
Берлин, Германия
300 тыс. пассажиров в день
Хаб был построен в 2006г. в центре Берлина. На трех подземных уровнях размещен паркинг, кассы и зона отдыха. На базе вокзала возведено около 175 тыс. кв. м недвижимости (включая 50 тыс. кв. м офисов и 15, тыс. кв. м ретейла).
Неподалеку от Berlin Hauptbahnhof расположены Рейхстаг, Бранденбургские ворота, Унтер-ден-Линден, Центральный зоопарк и Потсдамская площадь.
Хаб представляет собой многоуровневый транспортно-торгово-офисный комплекс. Он принимает междугородние и международные поезда, городские и региональные автобусы, аэроэкспресс, легкорельсовый транспорт, с которых удобно пересаживаться на метро.
Владимир Миронов