В Москве начнут строить образовательные здания-трансформеры
О планах строительства зданий, в которых могут совмещаться функции школы и детского сада, 24 декабря на заседания Объединенного научно-технического совета (ОНТС) сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин.
Федеральный опыт
В начале 2014г. Правительство РФ дало поручение регионам проработать вопрос создания соответствующих проектов, их финансирования, а также оценить реальную потребность в количестве мест. В сообщении Кабинета министров говорилось, что "в ходе реализации проектов модернизации региональных систем дошкольного образования необходимо предусмотреть возможность строительства зданий, которые могут быть использованы организациями как дошкольного, так и начального общего образования".
Опыт таких архитектурных решений в России был и раньше. В частности, по словам вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец, около 100 зданий объединенных со школами детских садов в разных регионах было построено в 2013г. "В первую очередь появление подобных проектов связано с новыми требованиями закона "Об образовании". Теперь в соответствии с мировым опытом у нас появилась еще одна ступень образования - дошкольная. Архитектурное решение "детский сад - школа" логически связывает дошкольный уровень и начальную школу и позволяет комплексно обучать детей. Для ребенка переход в начальную школу становится проще и комфортнее", - объясняла замглавы правительства.
ДОУ-трансформеры в Москве
В сентябре 2014г. на юго-востоке Москвы на Нижегородской улице был построен первый детский сад-трансформер (без школьных функций) на 300 детей, вошедший в состав общеобразовательного кластера № 481. Три этажа здания рассчитаны на 12 групп. В частности, первый этаж предназначен для детей младшего возраста, здесь же размещены столовая, медицинский кабинет, кабинеты логопеда и психолога. Второй этаж занимают группы среднего дошкольного возраста, спортзал и кладовка. Последний этаж приспособлен для старших групп, кабинета музыки, кружков и методических кабинетов.
Спальни в детском саду могут превращаться в игровые комнаты, в зоне отдыха оборудованы выкатные кровати. Между спальней и игровой комнатой расположена трансформационная перегородка-гармошка. На время сна она выдвигается, и помещение превращается в уютную спальню, а потом перегородка собирается, за счет чего расширяется пространство для игр.
Используя этот опыт, к 2016г. в городе собираются построить три здания-трансформера. При этом в новых проектах будет предусмотрено изменение назначения помещений. По словам Сергея Левкина, здания попеременно могут быть школой или детским садом либо комбинированным образовательным зданием, одна часть площадей которого может использоваться как школа, а другая - как детский сад.
Московский проект здания-трансформера "детский сад - школа"
Школьный класс может быть использован как игровая комната для дошкольников
|
Совмещенные проекты "детский сад - школа" будут расположены по следующим адресам.
- СЗАО, Куркинское шоссе, д. 50, р-н Куркино: БНК на 300 мест к школе № 1985;
- ЗАО, пересечение ул. Волынской и ул. Авиаторов: ДОУ на 300 мест;
- ЮЗАО, Щербинка, мкр-н 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1: комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест.
Московские комбинированные проекты могут впоследствии тиражироваться в других регионах страны. В конце ноября 2014г. три проекта детских садов на 120, 190 и 280 мест, разработанные столичным Стройкомплексом, были включены в федеральный Реестр типовой проектной документации со статусом "типовой проект".
Владимир Миронов