Какая коммерческая недвижимость в РФ остается инвестиционно привлекательной
Эксперты рынка недвижимости - партнер, руководитель отдела исследований консалтинговой компании Cushman & Wakefield Денис Соколов и директор департамента инвестиций консалтинговой компании Knight Frank Алан Балоев - обсудили в программе "Левченко. FAQ" инвестиционную привлекательность коммерческих объектов девелопмента в России в текущих политических и экономических условиях.
На рынке коммерческой недвижимости России инвесторам в современных условиях страны с точки зрения доходности могут быть интересны только недооцененные торговые центры, рассказал в эфире РБК-ТВ (см. видео ниже) Денис Соколов. По его словам, это те объекты, "которые сейчас выглядят, возможно, не очень хорошо на бумаге, но у которых есть потенциал и они в будущем могли бы обогнать рынок".
Как добавил Алан Балоев из Knight Frank, таких сделок, как прошлогоднее приобретение фондом Morgan Stanley Real Estat ТЦ "Метрополис", в этом году уже не будет. "В 2014г. еще не было столь значимых по объему сделок, и одна из причин - отсутствие активов подобного класса", - отметил он.
Как уточняет Денис Соколов в комментарии проекту "РБК-Недвижимость", средняя доходность в лучших торговых центрах, хорошо сделанных или занимающих лучшее местоположение в пределах Старой Москвы, за год выросла на 0,25 п.п.- до 9,25%.
"Рост доходности лучших торговых центров находится на максимуме, поэтому потенциально интересны торговые центры "второго эшелона", где могут быть свободные площади и где арендаторы на сегодняшний день не приносят максимальной прибыли. Их доходность будет расти выше рынка, если провести upgrade объекта. Таких объектов в столице десятка полтора", - комментирует Денис Соколов.
Он объясняет это тем, что среди покупателей увеличивается число людей, работающих в бюджетных организациях, где зарплата последние три года неуклонно растет. Это означает, что у них другие потребительские предпочтения. "Сейчас несколько меняется потребитель, поэтому меняются и арендаторы в торговых центрах", - добавляет Денис Соколов.
С изменением предпочтений согласны и другие эксперты рынка коммерческой недвижимости, опрошенные порталом "РБК-Недвижимость". Например, покупательские предпочтения продолжают смещаться в сторону развлекательной составляющей в ТЦ - такой тезис содержится в сегодняшнем исследовании рынка Colliers International. Все больше посетителей рассматривают торговые комплексы как место проведения досуга, а не только воскресного шопинга. В то же время продолжит набирать популярность формат детских развлечений, прогнозируют в Colliers International.
Подготовила Елена Лыкова