Что заставит московских клерков пересесть на автобусы
Российский отдел исследований рынка международной консалтинговой компании CBRE подготовил исследование, в котором эксперты оценили влияние платной парковки в центре Москвы и в "Москва-Сити" на офисный рынок в данных деловых районах.
Напомним, в 2012г. в столице была запущена госпрограмма "Развитие транспортной системы города Москвы", рассчитанная на реализацию в течение 2012-2020гг. В рамках программы правительство Москвы намерено активно расширить зону охвата платными парковками, увеличивая при этом и стоимость часа стоянки. "Рост ставки за машиноместо внутри Бульварного кольца относительно конца 2012г. составил 60%",- приводится статистика в исследовании CBRE.
С 1 июня 2013г. зона расширилась до внутренней стороны Бульварного кольца, а с 25 декабря 2013г. зону увеличили до Садового кольца, и стоимость часа парковки стала 60 руб. - за зону внутри Садового кольца и 80 руб. - внутри Бульварного.Как напоминают в CBRE, изначально в 2012г. была выделена пилотная зона под платную парковку, которая ограничивалась улицей Большая Дмитровка, Цветным бульваром и Рождественским бульваром. Там час парковки составлял 50 руб.
А с 1 июня 2014г. к этим районам добавляется "Москва-Сити" со стоимостью парковки - 80 руб. в час за первые два часа и 130 руб. в час за последующие часы на 14 улицах, прилегающих к высотному деловому району.
Стоимость платной муниципальной парковки в Москве в 2014г.
Интересные выводы можно сделать, если сравнить стоимость мунициапальной парковки с ценам в коммерческих паркингах. Например, если парковаться на муниципальной платной парковке в течение всего рабочего дня по будням на протяжении месяца, то стоимость парковки внутри Бульварного кольца составит около 450 долл. за машиноместо в месяц (15,57 тыс. руб. по курсу на 29 мая 2014г. – прим. ред.), внутри СК – 340 долл. за м/м в месяц (11,764 тыс. руб.). Стоимость муниципальной парковки в среднем сопоставима со ставками аренды м/м в бизнес-центрах в соответствующих зонах, подытоживают расходы аналитики CBRE.
Они указывают, что исключение составляет муниципальная парковка на территории, прилегающей к деловому району "Москва-Сити". Где стоимость платной парковки составит 670 долл. за м/м в месяц (23,182 тыс. руб.), что превышает среднюю ставку аренды м/м в подземном паркинге объектов "Москва-Сити" более чем на 20%. "Мы ожидаем, что в этом районе произойдут заметные изменения в структуре выбора транспорта офисными работниками", - говорят аналитики CBRE.
Как влияет платная парковка на аренду офисов
Аналитики CBRE также ожидают, что арендаторы, для которых центральное местоположение не является составляющей имиджа с точки зрения ведения бизнеса, будут активнее задумываться о переезде за пределы Третьего транспортного кольца, где офисы и соответственно парковка дешевле.
Однако на данный момент ввод и увеличение ставок платной парковки никак не отразилось на ставках аренды офисов и парковочных мест в бизнес центрах, расположенных внутри Садового кольца, замечает аналитик отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE Игорь Макаров.
Как отмечают в российском офисе международной колнсалтинговой компании JLL, высокая обеспеченность децентрализованных офисных объектов машиноместами является одним из самых сильных "магнитов", которые наряду с более низкой стоимостью аренды "вытягивают" арендаторов в том числе даже за МКАД. Так, парковочный коэффициент в бизнес-парках достигает 1/25-1/50, то есть одно машиноместо приходится на каждые 25-50 кв. м арендуемой площади офиса. Это действительно очень привлекательный показатель: в объектах, в центре Москвы, внутри Садового кольца, одно машино-место может приходиться на 100 кв. м офиса (т.е. парковочный коэффициент достигает 1/100), говорят аналитики JLL.
В офис на общественном транспорте
"Как показывает опыт платной парковки внутри Бульварного кольца, плата является эффективным стимулом для того, чтобы отказаться от личного транспорта в пользу общественного, - говорит аналитик отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE Игорь Макаров. - В связи с тем, что в зоне "Москва-Сити" стоимость платной парковки составит около 670 долл. в месяц, ввод платной парковки, возможно, заставит пользоваться сотрудников офисных небоскребов общественным транспортом, что в перспективе скажется на облегчении дорожной ситуации в этом районе столицы".
В принципе, тенденция к переходу на общественный транспорт в Москве уже видна невооруженным глазом, отмечает руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов. "Среди "продвинутой молодежи" уже не является зазорным приехать на работу на велосипеде", - замечает эксперт.
Отметим, в центр Москвы отличает очень плотная транспортная инфраструктура, с тесной сеткой дорог, небольшими расстояниями между станциями метро. Поэтому, в среднем среди работников офисов класса А в пределах Садового кольца около 25-35% пользуется личным транспортом.
Однако, по мере удаления от центра - плотность дорог в Москве снижается, транспортная доступность становится хуже, и неудивительно, что за Третьим кольцом доля автолюбителей уже приближается к 50%.
"Таким образом, постепенно сбываются слова известного урбаниста, что богатый город это не тот, где даже бедные ездят на персональном авто, а тот, где даже богатые ездят на общественном транспорте", - комментирует Денис Соколов.
Елена Лыкова