Конференция РБК: кому доступно жилье бизнес-класса в Москве?
Портал "РБК-Недвижимость" и газета "РБК daily" провели конференцию на тему "Доступна ли недвижимость бизнес-класса Москвы для среднего класса россиян" в рамках XIII Российского форума лидеров рынка недвижимости RREF в Центральном доме художника. На конференции выступили спикеры из консалтинговых и девелоперских компаний, работающих в сегменте жилья бизнес-класса.
В рамках конференции участники обсудили перспективы развития рынка недвижимости бизнес-класса в условиях ограниченного платежеспособного спроса в Москве, Подмосквье, России. Спикеры рассказали о портрете потребителя и технологиях продаж. Участники рынка также поделились успешным опытом проектирования и вывода на рынок недвижимости бизнес-класса на столичном и региональном уровнях.
"Чаще всего жилье бизнес-класса в пределах"старых" границ столицы России приобретают нефтяники, представители газовой отрасли, банкиры из крупных банков и сотрудники логистических компаний. На эти категории покупателей в прошлом году пришлось порядка 40% сделок нашей компании", - рассказывает Анатолий Довгань, руководитель отдела анализа и мониторинга рынка компании IntermarkSavills.
По его оценке, традиционно покупатели жилья бизнес-класса - это достаточно активные люди в возрасте от 35 лет. В большинстве случаев у них есть семья, чаще всего в семье двое детей. В основном, они приобретают недвижимость для собственного проживания, однако каждая пятая покупка предназначается для родственников (подрастающих детей или родителей). Подавляющее большинство тех, кто покупал жилье бизнес-класса в 2013г, приобретал его на собственные средства, ипотекой воспользовались менее 8%.
Бизнесс-класс становится доступнее для российских покупателей, которых можно отнести к среднему классу. Появляются доступные планировки и метражи квартир и апартаментов в пределах старых границ столицы. Ипотечное кредитование также "поворачивается лицом" к апартаментам, которые уже практически приравнены к стандартному жилью, считает Анатолий Довгань.
На первичном рынке люди в возрасте от 31 года до 45 лет составляют 57% покупателей жилья бизнес-класса Москвы, отмечает руководитель аналитического и консалтингового центра Est-A-Tet Владимир Богданюк. Порядка 70% покупателей - из Московского региона, а подавляющая часть из них - это сами москвичи, которые приобретают жилье бизнес-класса, чтобы улучшить свои жилищные условия. Однако на рынке апартаментов среди покупателей преобладает более молодая аудитория, которая выбирает жилье меньшей площади.
Наиболее востребованная покупка - это 12-16 млн руб. В 2013г. наиболее востребованным оказалось жилье площадью 60-100 кв. м, покупатели голосуют рублем и не готовы платить за большие неэффективные планироваки, которые были в 2008-2010гг.
По оценке руководителя департамента консалтинга компании "Бест-Новострой" Татьяны Шаровой, в сегменте бизнес-класса на трехкомнатные и двухкомнатные квартиры традиционно приходится наибольшая доля предложения - 37% и 30% от общего объема соответственно. В структуре спроса также преобладают двух- и трехкомнатные квартиры (28% и 30% соответственно от общего объема спроса).
"На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика средней стоимости 1 кв. м в новостройках бизнес-класса в рублевом выражении. Но, следует отметить, что к концу 2013г. темпы роста цен значительно снизились. Бессменным лидером по средней стоимости жилья в бизнес-классе остается ЦАО. Второе место в рейтинге округов по стоимости новостроек занимает ЗАО. Именно здесь были зафиксированы одни из самых высоких показателей стоимости квартир - до 680 тыс. руб. за 1 кв. м и до 650 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно", - поясняет она и добавляет, что средняя стоимость "квадрата" в новостройке бизнес-класса составляет 243 тыс. руб.
В конференции приняли участие: Александр Велигодский, генеральный директор "Ин-Групп"; Анатолий Довгань, руководитель отдела анализа и мониторинга рынка IntermarkSavills; Екатерина Фонарева, коммерческий директор корпорации "Баркли"; Дмитрий Котровский, вице-президент "Химки Групп"; Софья Лебедева, генеральный директор "МИЭЛЬ-Новостройки"; Татьяна Шарова, руководитель департамента проектного консалтинга "Бест-Новострой"; Владимир Богданюк, руководитель аналитического и консалтингового центра Est-A-Tet; Жанна Зиновьева, директор департамента маркетинга ГК "Интеко"; Татьяна Тикова, директор департамента управления активами Группы "ПСН".
Модераторы: Игнат Бушухин (главный редактор проекта "РБК-Недвижимость") и Анастасия Дуленкова (редактор раздела "Недвижимость" газеты "РБК daily").