Мы первые принесли на рынок современные технологии загородного домостроения
– Ваша компания присутствует на московском рынке уже 15 лет. Это большой срок. Могли бы вы подвести итоги и назвать основные достижения за этот период?
– Пятнадцать лет – действительно большой срок, хотя наша компания работает в России c 1995 года. Из них 19 лет работает наш центральный офис в Санкт-Петербурге и 15 лет – наше представительство в Москве. Итоги подводить рано, так как компания собирается праздновать и 20, и 50 лет…
Если говорить об основных достижениях, то это, скорее всего, множество довольных клиентов, которые живут в наших индивидуальных домах, растят семьи и радуются жизни, а также жители наших концептуальных поселков. Также одним из промежуточных итогов является расширение географии нашего присутствия в России. Наши офисы открыты на Урале (Екатеринбург, Пермь), планируется открытие офиса в Челябинске, открыто представительство в Республике Татарстан (Казань), а в планах – выход в Краснодарский край, поближе к олимпийской столице Сочи. Одним из наших достижений я также считаю довольных девелоперов.
Мы никогда не гнались за количеством, для нас было важнее качество. Реализованные и строящиеся поселки Honka являются нашей визитной карточкой, и мы можем гордиться ими.
– Какую долю рынка вы занимаете в России, а Россия – в бизнесе большой Honka?
– Honka – первая компания, которая начала осуществлять экспорт западных домостроительных технологий. Хотя основное производство находится в Финляндии, уже много офисов открыты в различных уголках земного шара. Но при этом мы не гонимся за глобальным тиражированием проектов, долями рынка. Хотя если восстановить историческую справедливость, то мы все-таки были первыми в России системными строителями деревянных домов.
На тот момент, когда мы вошли на этот рынок, фабричных технологий не было в принципе. В России был так называемый хозяйственный способ постройки домов, где существовал разрыв между архитектором, подрядчиком и инженерными решениями объекта. В том числе этот разрыв был и между первоначальной и конечной стоимостью проекта. Нашим первым системным проектом стал коттеджный поселок Moscow Country Club в Нахабино с полем для гольфа и прочей инфраструктурой. Придя на рынок, Honka, собственно говоря, и сформировала его. Уже потом сюда подтянулись и другие западные производители, появились и российские компании. Хочу отметить, что в России были всегда сильны традиции деревянного домостроения, в большей степени потому, что были слабы другие технологии.
Если говорить все-таки о доле системного и, подчеркиваю, экологического домостроения, то она в России составляет 20–30%, в которых мы как импортеры занимаем лидирующие позиции.
– А сколько всего ваша компания возводит домов в России?
– Если говорит о Московском регионе, то ежегодно мы ведем строительство около ста объектов, столько же в Петербурге. Это включает в себя индивидуальные дома для частных заказчиков, а также строительство объектов в рамках концептуальных коттеджных поселков. Стоит отметить, что наша компания в большей степени ориентирована на частных клиентов.
– Как вы считаете, восстановился ли рынок загородного домостроения после кризиса? Многие эксперты отмечают большое проседание, особенно в сегменте дорогого коттеджного строительства на престижных подмосковных направлениях…
– По моему мнению, сложность с некоторыми проектами на загородном рынке больше лежит в плоскости изначально адекватной оценки стоимости объектов недвижимости, которая до кризиса была несколько завышена. И там, где стоимость адекватна рынку, там, собственно, и не умирало ничего. Мы не можем сказать, что у нас был какой-то серьезный кризис. Мы адекватно оценивали стоимость наших проектов.
– Отмечаете ли вы изменения предпочтений россиян за последние 20 лет в отношении экожилья и современных технологиий деревянного домостроения?
– Эта тема очень интересная и одновременно достаточно спекулятивная. Сами-то наши технологии являются экологически чистыми. Но при этом дом, сделанный из финской сосны без применения вредных материалов, может быть построен в не экологически чистом месте. Во-вторых, источники жизнеобеспечения, например, вода и т.д., могут быть не экологически чистыми. Тут нужно понимать, что наши клиенты рассматривают экологию в разрезе экологичности собственного существования и потребления, когда можно купить себе свежие продукты и т.д. В первую очередь покупатель заботится о себе, а не об экологии планеты. То же относится и к домам. А вот экологичность жизнеобеспечения домов имеет широкие возможности для исследований и анализа. Конечно, наша ментальность не настолько "зеленая", россияне еще не дошли до западных экостандартов. Хотя, если цены на газ вырастут, возможно, все мы "позеленеем".
– Я лично противник термина "регионы", который как бы обособляет одних от других. Хочу отметить, что наши клиенты всегда были в различных уголках России. Мы и 15 лет назад строили на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, а сейчас в Якутии и Казахстане... Здесь больше стоит вопрос управляемости проектов. Нам главное, чтобы наши работники были профессионалами. У нас не ритейл-бизнес, и Honka не гонится за географией покрытия. На самом деле выход на новые рынки происходит не столько для расширения бизнеса, сколько для поддержки уже существующих проектов. Мы всегда легки на подъем и готовы оказать квалифицированные услуги не только в Москве или Петербурге, но и в любом другом городе. Состоятельные клиенты есть по всей России. Любой хороший дом стоит дорого, и наша маркетинговая задача в этом плане – доказать, что Honka – хороший дом.
– Фабричный дом не очень удачный термин. В сущности, наше производство используется для изготовления высокотехнологичных конструкций. А все, что касается зарождения дома и его индивидуального проектирования, это все мы делаем здесь в наших российских офисах и мы используем сегодня и все наши творческие возможности, да и не только наши, а возможности современной архитектуры. Недаром мы являемся организаторами премии "Архивуд", ее владельцами, и на сегодняшний день создано целое сообщество "Архивуд", где мы продвигаем и популяризируем хорошую архитектуру и современные технологии. Если говорить о технологии, то для дома важно, во-первых, соответствие всем инженерно-техническим требованиям. Во-вторых, он должен отвечать архитектурным замыслам своих будущих владельцев, а они могут быть достаточно сложными в реализации. Все это мы в состоянии осуществить благодаря архитекторам и нашим технологиям.
Немаловажно и то, что все ограждающие конструкции домов должны иметь минимальные теплопотери. Наши уникальные технологии позволяют свести их к минимуму, поэтому в наших домах всегда тепло и комфортно. Хочу отметить, что в России мало кто умеет качественно работать и учитывать естественную усадку деревянного дома при строительстве. Мы же обладаем технологиями безусадочного клееного бруса. На данный момент Honka также обладает самой прогрессивной линейкой стеновых материалов по типоразмерам. Конкуренция и увеличивающиеся требования клиентов к качеству заставляют нас постоянно вкладывать довольно большие средства в их развитие и совершенствование. В 2013г. мы инвестировали порядка 3 млн евро в модернизацию нашей производственной линии.
– Планируете ли вы открыть производство в России, ведь это может сократить стоимость ваших домов как минимум на логистические издержки?
– Пока мы не видим необходимости открытия собственного производства в России. Мы полностью made in Finland, что позволяет нам контролировать качество и технологии.
– Расскажите о ваших новых проектах.
– У нас широкая география. Компания планирует строительство камерного поселка на 15 домовладений по Ярославскому шоссе в лесу вблизи Учинского и Пестовского водохранилищ. Это пока непубличный проект, рабочее название у него Honka Nord. Также мы строим демонстрационный дом в поселке Ясная поляна под Казанью. Это интересный современный проект, за его основу мы взяли архитектурную стилистику загородного комплекса Honka Nova в Санкт-Петербурге.
Весной 2014г. в Перми планируется начало реализации проекта "Королевские дачи", в Подмосковье активно строится загородный комплекс ЗАВИДОВО Honka. На днях состоялась презентация нового загородного комплекса премиум-класса "ЭКОПАРК Honka" на берегу Рузского водохранилища в Московской области. Общая площадь загородного комплекса составляет 9,4 га. На территории расположено 42 участка площадью от 10 соток. Проектом предусмотрено девять типов домов площадью от 110 до 327 кв. м, кроме того, есть возможность постройки дома по индивидуальному проекту.
При разработке генерального плана поселка "ЭКОПАРК Honka" было уделено особое внимание рекреационным и спортивным зонам: протяженная пешеходная зона, теннисные корты, волейбольная и детская площадки, прогулочная набережная, собственный обустроенный пляж, причал, организованное место для рыбалки и даже баня на берегу.
Беседовал Сергей Велесевич