Москва побьет рекорд по вводу торговых центров в 2014г.
На 2014г. в столице запланирован к вводу рекордно большой объем качественных торговых площадей. Даже если допустить, что в действительности будет введено только 50% заявленных торговых центров, то этот показатель все равно окажется выше рекордного уровня 2009г., отмечают аналитики компании "Магазин Магазинов".
По данным международной консалтинговой компании Knight Frank, всего к вводу в эксплуатацию в 2014г. в Московском регионе заявлены 23 торговых центра общей площадью 2,04 млн кв. м, аренднопригодной (GLA) - 1,02 млн кв. м. На этапе проектирования находятся еще более 30 объектов.
Однако, по оценкам CBRE, не все проекты будут введены в заявленные сроки, а объем нового предложения по итогам 2014г. может составить порядка 600 тыс. кв. м.
При этом в 2013г. на столичном рынке торговой недвижимости вместо ожидаемых рекордно высоких зафиксированы рекордно низкие показатели ввода площадей. Так, по данным компании "Магазин Магазинов", рост совокупного качественного предложения составил в ушедшем году лишь около 3%. Таким образом, установлен новый антирекорд по объему нового предложения с 2009г. (периода прогнозируемого посткризисного снижения нового предложения).
В исследовании компании отмечается, что в течение 2013г. были открыты шесть качественных торговых центров совокупной арендопригодной площадью 125 тыс. кв. м. Общий объем качественного предложения торговых центров (GLA) в Москве на начало 2014г. составил 4,1 млн. кв. м. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями - 343 кв. м GLA на тысячу человек.
Специалисты компании "Магазин Магазинов" фиксируют цикличность активности девелоперов на столичном рынке торговой недвижимости. Циклы спада длительностью, как правило, около четырех лет сменяются одним-двумя годами активного ввода торговых площадей, причем в каждом новом цикле амплитуда колебаний оказывается шире.
В каких округах больше ТЦ
По данным Knight Frank, новые объекты сконцентрированы преимущественно на юге столицы. Таким образом, ЮАО (самый густонаселенный округ Москвы) укрепил свои лидирующие позиции с точки зрения объема предложения и вошел в тройку наиболее обеспеченных качественными торговыми площадями округов. Лидерство по данному показателю за счет низкой численности населения по-прежнему удерживает ЦАО.
Что касается распределения арендопригодных площадей в качественных торговых центрах по административным округам столицы, то, по данным компании "Магазин Магазинов", в лидерах остаются Южный (16,5% от совокупного объема предложения), Северо-Восточный (14,2%) и Северный (12%) административные округа Москвы. Наименьший объем предложения - в Зеленограде (0,2%), Троицком и Новомосковском (3,2%) и Восточном (4,0%) округах столицы. Расклад сил, по сравнению с предыдущим периодом оценки, не поменялся.
Новые международные сети
2013г. стал рекордным по количеству новых международных сетей, вышедших на московский рынок ритейла, констатируют эксперты международной консалтинговой компании Knight Frank. В российской столице за год открылись первые торговые точки 45 зарубежных операторов. Годом ранее количество "новичков" было вдвое меньше. Отметим, из общего количества международных операторов, вышедших на столичный рынок за последние пять лет, около 40% пришлось на 2013г.
По оценке экспертов компании "Магазин Магазинов", в числе наиболее популярных "трамплинов" для новичков - торговые центры "МЕГА Белая Дача", "Афимолл Сити" и ГУМ, "Атриум", новые проекты ГК "Ташир".
Уровень вакантных площадей по сравнению с уровнем декабря 2012г. снизился на 0,5% составил 2,5%. Снижение объясняется тем, что спрос со стороны потенциальных арендаторов на качественные торговые площади в рамках квалифицированных ТЦ остается стабильным и превышает темп прироста площадей, отмечают специалисты компании "Магазин Магазинов".
По данным Knight Frank, среди новых международных операторов преобладает сегмент общественного питания (26%). Доля новых для московского рынка фешен-операторов составила 24%.
Согласно прогнозу экспертов компании Knight Frank, высокие темпы выхода на российский рынок крупных международных арендаторов сохранятся в ближайшие несколько лет, чему в значительной степени будут способствовать новые торговые центры, запланированные к вводу в 2014г. Среди них такие знаковые для рынка проекты, как ТРЦ "Авиапарк", МФК "Кунцево плаза" и другие. Именно такие объекты предпочитают для представления своего бренда на новом рынке крупные международные сети.