Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Материалы программы "Город" на РБК-ТВ
Городская недвижимость ,  
0 

Материалы программы "Город" на РБК-ТВ

Модератор программы "Город" на РБК-ТВ депутат Мосгордумы Олег Бочаров выкладывает на сайте "РБК-Недвижимости" документы, подготовленные к очередному эфиру.
Материалы программы "Город" на РБК-ТВ

Тема сегодняшней передачи "Город" на РБК-ТВ - самострой в Москве.

Стройка вне закона - самовольное занятие городских земель и возведение зданий без согласования.

Кто в ответе за установку гигантского чемодана на Красной площади? И как бороться с самостроем - экономически или с помощью жестких законов?

Гости программы: Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, эксперты, бизнесмены Клуба инвестров Москвы и журналисты.

Модератор программы - Олег Бочаров, депутат Мосгордумы, председатель комиссии Думы по государственной собственности и землепользованию.

В качестве информационных материалов модератор программы подготовил несколько документов:

***

К вопросу о выявлении и пресечении самовольного строительства

Законодательное регулирование вопросов сноса самовольных построек основывается на нормах ст.222 Гражданского кодекса РФ, согласно которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. В иных случаях право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Высшие суды обобщили сложившуюся практику и выразили свою позицию в том, как следует поступать при разрешении вопросов, связанных с применением ст.222 ГК РФ в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума Высшего арбитражного суда РФ №22 от 29 апреля 2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также в информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 9 декабря 2010г. №143.

Собственник земельного участка, субъект иного вещного права, законный владелец участка вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.

Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.

Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

В случае, когда самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Положения ст.222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.

В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

В городе Москве в настоящее время действует Постановление правительства Москвы от 31 мая 2011г. №234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", которым созданы городская и окружные комиссии по пресечению самовольного строительства и установлен регламент межведомственного взаимодействия в данной сфере, определены полномочия конкретных органов исполнительной власти города Москвы в рамках действующего законодательства по обеспечению в рамках судебных и административных процедур признания построек самовольными, их сносу, прекращению прав застройщиков на такие объекты и т.д.

***

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2011г. №234-ПП

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

 

(извлечение)

 

В целях упорядочения деятельности по защите прав города Москвы как собственника объектов недвижимости, прав и охраняемых законом интересов жителей города, предприятий и организаций в случаях проведения самовольного строительства на территории города, а также обеспечения эффективного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в вопросах выявления, пресечения и профилактики самовольного строительства, в соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства (далее - Городская комиссия) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

1.2. Состав Городской комиссии по пресечению самовольного строительства согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

1.3. Положение об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

1.4. Регламент взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

1.5. Регламент взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства, Департамента имущества города Москвы, префектур административных округов города Москвы, ГУП "МосгорБТИ" по вопросам регистрации прав собственности города Москвы на самовольные постройки на основании судебных актов согласно приложению 5 к настоящему постановлению.

2. Установить, что:

2.1. Городская комиссия вправе принимать решения по объектам недвижимости, созданным в результате строительства или реконструкции, обладающим признаками самовольных построек, а также по самовольно возведенным некапитальным строениям на территории города Москвы независимо от площади и месторасположения объекта.

2.2. Окружные комиссии рассматривают вопросы и принимают решения по объектам недвижимости, созданным в результате строительства или реконструкции, а также по самовольно возведенным некапитальным строениям с общей площадью самовольно возведенного (реконструированного) объекта 1500 кв. м и менее.

3. Префектурам административных округов города Москвы:

3.1. Доводить в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и их сносе.

3.2. Осуществлять контроль за состоянием всех самовольно возведенных (реконструированных) капитальных и некапитальных объектов на территории административного округа, а также своевременно осуществлять пополнение информационно-аналитической системы "Система учета и мониторинга объектов самовольного строительства на территории города Москвы" (далее - Система учета и мониторинга) информацией в соответствии с компетенцией, определенной настоящим постановлением.

4. Предоставить право предъявлять в суды иски от своего имени или от имени правительства Москвы:

4.1. Департаменту земельных ресурсов города Москвы - об освобождении самовольно занятых земельных участков при наличии ранее оформленных земельно-правовых отношений.

4.2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - о сносе самовольных построек и освобождении самовольно занятых земельных участков от некапитальных строений на особо охраняемых природных территориях.

4.3. Департаменту культурного наследия города Москвы - о признании объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и восстановлении территории строительства в случаях осуществления самовольных построек (самовольной реконструкции, пристроек, надстроек и т.д.) на объектах культурного наследия и их территориях.

4.4. Мосгосстройнадзору - о признании объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства за счет средств застройщика, по которым принято решение Городской комиссией.

4.5. Префектурам административных округов города Москвы:

- о признании постройки самовольной, ее сносе, внесении записи в ЕГРП о прекращении права ответчика на самовольную постройку;

- о сносе (демонтаже) некапитальных самовольно возведенных объектов на земельных участках при отсутствии ранее оформленных земельно-правовых отношений;

- о признании прав собственности города Москвы на бесхозяйные постройки;

- о признании объекта или его части самовольной постройкой и признании прав собственности города Москвы на нее;

- о признании отсутствующим права собственности на возведенный объект, не являющийся недвижимым имуществом.

5. Префектурам административных округов города Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Департаменту культурного наследия города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

5.1. В исковых заявлениях предусматривать требование о предоставлении истцу - органу исполнительной власти города Москвы права сноса незаконно возведенного строения за счет ответчика в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента его вступления в законную силу и принятии обеспечительных мер в части запрета ответчика распоряжаться или пользоваться спорным имуществом (арест), запрета государственному регистратору изменять запись в ЕГРП о праве на это имущество.

5.2. Обеспечить взыскание с ответчика расходов по сносу самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков.

6. Управам районов города Москвы в рамках полномочия по информированию о выявленных фактах самовольного строительства осуществлять подготовку документов, предусмотренных постановлением правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003г. №580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", для постановки самовольных построек, застройщик или собственник которых не определен, на учет как бесхозяйных и направлять указанные документы в префектуры административных округов города Москвы.

7. Префектурам административных округов города Москвы ставить самовольные постройки, застройщик или собственник которых не определен, на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве как бесхозяйные.

8. Установить, что финансирование расходов на снос самовольных построек и освобождение самовольно занятых земельных участков, проведение судебных строительно-технических экспертиз и технических заключений о состоянии несущих конструкций и инженерных систем объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольно возведенных некапитальных строений, а также расходов на проведение ГУП "МосгорБТИ" инвентаризации объектов с изготовлением поэтажного плана, экспликации и кадастрового паспорта, разработку проектной документации для сноса самовольных построек осуществляется за счет средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы.

 

 

Приложение 4

к Постановлению правительства

Москвы

от 31 мая 2011г. №234-ПП

 

РЕГЛАМЕНТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОРОДСКОЙ И ОКРУЖНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ

САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ХОДЕ РАБОТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ

И ПРЕСЕЧЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ

ГОРОДА МОСКВЫ

 

1. Общие положения

 

Настоящий Регламент определяет порядок взаимодействия Городской и окружных комиссий в ходе работы по профилактике, выявлению и пресечению фактов самовольного строительства на территории города Москвы.

 

2. Выявление фактов самовольного строительства

 

Выявление фактов самовольного строительства (реконструкции) осуществляется управой района города Москвы, префектурой административного округа города Москвы, Объединением административно-технических инспекций города Москвы, Мосгосстройнадзором, Госинспекцией по недвижимости, Департаментом культурного наследия города Москвы, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы и по заявлениям физических и юридических лиц.

 

3. Система учета и мониторинга объектов

самовольного строительства

 

3.1. Система учета и мониторинга служит:

- для учета выявленных объектов самовольного строительства на территории города Москвы;

- для мониторинга состояния выявленных объектов самовольного строительства;

- для контроля за выполнением органами исполнительной власти города Москвы и застройщиками решений правительства Москвы, городской и окружных комиссий;

- в качестве источника информации для принятия решений органами исполнительной власти города Москвы.

3.2. Положение о Системе учета и мониторинга, включающее формы (карты) учета, утверждается председателем Городской комиссии.

3.3. Включению в электронную базу данных Системы учета и мониторинга подлежат объекты недвижимости, созданные в результате строительства или реконструкции, обладающие признаками самовольных построек, а также самовольно возведенные некапитальные строения.

3.4. Объекты подлежат включению в Систему учета и мониторинга по представлению префектур административных округов города Москвы, Мосгосстройнадзора, Москомархитектуры, Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Объединения административно-технических инспекций города Москвы, Департамента культурного наследия города Москвы, Департамента земельных ресурсов города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Госинспекции по недвижимости.

3.5. Информация о состоянии объектов, включенных в Систему учета и мониторинга, вносится по параметрам, определенным в формах учета:

- по характеристикам объекта - префектурой соответствующего административного округа города Москвы и Москомархитектурой;

- о дате выявления объекта - органом исполнительной власти города Москвы, его выявившим;

- о размере вреда, причиненного окружающей природной среде в результате самовольного строительства (реконструкции), - Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;

- о выпуске распорядительных документов по конкретному объекту - префектурой административного округа города Москвы;

- о наличии (отсутствии) земельно-правовых отношений - Департаментом земельных ресурсов города Москвы;

- о выявленных фактах самовольного занятия земельных участков - Госинспекцией по недвижимости;

- о наличии градостроительной документации и утверждении проектной документации - Москомархитектурой;

- о проведении государственной экспертизы проектной документации - Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов;

- о мерах, принятых органами исполнительной власти города Москвы в связи с нарушением требований законодательства в области землепользования и градостроительства, - соответствующим органом исполнительной власти города Москвы;

- о решениях, принятых на заседании Городской или окружных комиссий, - ответственными секретарями комиссии в течение 5 рабочих дней после утверждения протокола заседания комиссии;

- о добровольном сносе (демонтаже) самовольной постройки или освобождении самовольно занятого земельного участка, о подаче искового заявления в суды, вынесении и вступлении в силу судебного решения и его исполнении - органом исполнительной власти города Москвы, которому решением комиссии поручено принять меры к сносу самовольной постройки или по освобождению земельного участка;

- о прекращении и возобновлении строительно-монтажных работ на объекте, о выдаче разрешений на строительство (реконструкцию) или вводе объекта в эксплуатацию - Мосгосстройнадзором.

Информация в Систему учета и мониторинга вводится в течение 5 рабочих дней с даты совершения действия или события.

3.6. Объект подлежит исключению из Системы учета и мониторинга:

- при выдаче (продлении срока действия) разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, параметры которого соответствуют указанным в разрешении технико-экономическим показателям;

- после вступления в законную силу решения суда о признании права собственности застройщика на самовольную постройку;

- при завершении сноса (демонтажа) самовольной постройки и устранении последствий, причиненных окружающей природной среде в результате самовольного строительства (реконструкции);

- в случае вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований органов исполнительной власти города Москвы о сносе самовольных построек или освобождении земельных участков и отсутствия оснований для его дальнейшего обжалования;

- в случае оформления права собственности города Москвы на самовольно возведенные площади на основании вступивших в законную силу решений суда;

- в случае установления факта проведения работ по перепланировке, переоборудованию и иных работ на объектах нежилого назначения, не обладающих признаками самовольного строительства.

3.7. Контроль за своевременностью внесения информации в Систему учета и мониторинга осуществляют префектуры административных округов города Москвы и Мосгосстройнадзор.

3.8. Пользователями Системы учета и мониторинга являются аппарат мэра и правительства Москвы, Мосгосстройнадзор, Объединение административно-технических инспекций города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Москомархитектура, Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Госинспекция по недвижимости, префектуры административных округов города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы судебных приставов по Москве, ГУП "МосгорБТИ" и другие органы исполнительной власти города Москвы при необходимости.

 

4. Подготовка материалов для рассмотрения на заседаниях

Городской и окружных комиссий

 

4.1. Подготовка материалов для рассмотрения вопросов на заседаниях Городской комиссии осуществляется Мосгосстройнадзором и префектурами административного округа города Москвы с учетом мнения Москомархитектуры, Москомэкспертизы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и других федеральных и органов исполнительной власти города Москвы по необходимости.

4.2. Подготовка материалов для рассмотрения вопросов на заседаниях окружных комиссий осуществляется соответствующим подразделением префектуры административного округа города Москвы, управами района города Москвы с учетом мнения Мосгосстройнадзора, Москомархитектуры, Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и других федеральных и органов исполнительной власти города Москвы по необходимости.

 

5. Организация работы по исполнению и контролю

принятых решений

 

5.1. В случае принятия комиссией решения о признании объекта недвижимости, созданного в результате строительства или реконструкции, обладающим признаками самовольной постройки, а также в случае самовольного возведения некапитальных строений уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы направляют иск в суд в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления. Префектура административного округа города Москвы обеспечивает отключение объекта от инженерных коммуникаций. Одновременно комиссия определяет срок и орган исполнительной власти города Москвы для осуществления контроля исполнения решения.

5.2. В случае если застройщик или собственник самовольной постройки не определен, управа района города Москвы на основании решения Городской комиссии или Окружной комиссии (пп. 1.1 и 1.3) подготавливает документы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003г. №580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", для постановки такого объекта на учет как бесхозяйного и представляет указанные документы в префектуру административного округа города Москвы. Префектура административного округа города Москвы осуществляет постановку объекта на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве как бесхозяйного с последующим признанием права собственности города Москвы на самовольную постройку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.3. В случае если выявлен факт регистрации права собственности на самовольную постройку, префектура административного округа города Москвы на основании решения Городской или окружных комиссий подает иск в суд о признании постройки самовольной, ее сносе, внесении записи в ЕГРП о прекращении права ответчика на самовольную постройку.

5.4. В случае если выявлен факт строительства (реконструкции) объекта без разрешения на строительство (реконструкцию) при наличии правового акта правительства Москвы о проектировании и строительстве (реконструкции) объекта с соответствующими технико-экономическими показателями и функциональным назначением, договора аренды земельного участка для целей проектирования и строительства, градостроительного плана земельного участка на основании решения комиссии:

- Мосгосстройнадзор и префектура административного округа города Москвы обеспечивают прекращение строительно-монтажных работ (кроме противоаварийных работ);

- префектура административного округа города Москвы обеспечивает отключение объекта от инженерных коммуникаций.

Контроль за выполнением принятых решений возлагается на префектуру соответствующего административного округа города Москвы.

5.5. Органы исполнительной власти города Москвы, учреждения и предприятия города Москвы обязаны предоставлять органу исполнительной власти города Москвы, уполномоченному на представление интересов города Москвы в судебных инстанциях, сведения, заключения, документацию, необходимые для подготовки искового заявления, в течение недели после получения запроса.

5.6. Префектуры административных округов города Москвы ежеквартально отчитываются на Городской комиссии о принятых окружными комиссиями решениях и об их исполнении. Об исполнении решений Городской комиссии отчитываются органы исполнительной власти города Москвы, на которые возложено исполнение принятых решений.

5.7. Протокол заседания окружных комиссий направляется ответственному секретарю Городской комиссии в течение 10 дней с даты проведения заседания.

 

6. Информирование населения, предприятий и городских

организаций о мерах, принимаемых органами исполнительной

власти города Москвы по профилактике, выявлению

и пресечению самовольного строительства

на территории города

 

6.1. В течение недели после вступления в силу решения суда о признании объекта (части объекта) самовольной постройкой и его сносе префектура административного округа города Москвы в установленном порядке информирует население.

6.2. Информирование юридических и физических лиц о ходе работ по профилактике, выявлению и пресечению фактов самовольного строительства на территории города Москвы осуществляют Департамент градостроительной политики города Москвы, Мосгосстройнадзор и префектуры административных округов города Москвы.

6.3. В течение 10 дней после завершения сноса объекта самовольного строительства префектура административного округа города Москвы в установленном порядке информирует население, а также передает материалы в Городскую комиссию для публикации в городских СМИ.

6.4. Работа органов исполнительной власти города Москвы, Городской и окружных комиссий по профилактике, выявлению и пресечению фактов самовольного строительства освещается пресс-центром Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, СМИ административных округов и городскими СМИ.

 

 

Приложение 5

к Постановлению правительства

Москвы

от 31 мая 2011г. №234-ПП

 

РЕГЛАМЕНТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОРОДСКОЙ И ОКРУЖНЫХ КОМИССИЙ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ

САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВА ГОРОДА

МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУР АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ,

ГУП "МосгорБТИ" ПО ВОПРОСАМ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

ГОРОДА МОСКВЫ НА САМОВОЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ НА ОСНОВАНИИ

СУДЕБНЫХ АКТОВ

 

1. Настоящий Регламент определяет порядок взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства, Департамента имущества города Москвы, префектур административных округов города Москвы, ГУП "МосгорБТИ" по вопросам регистрации прав собственности города Москвы на самовольные постройки на основании судебных актов.

2. Префектуры административных округов города Москвы:

2.1. В течение двух месяцев после принятия решения Городской или окружных комиссий по пресечению самовольного строительства о признании прав собственности города Москвы на самовольные постройки направляют исковые заявления в суд.

2.2. В течение 5 дней после получения вступившего в законную силу судебного акта (п.2.1):

2.2.1. Направляют заверенную в установленном порядке копию судебного акта в соответствующее территориальное подразделение Департамента имущества города Москвы.

2.2.2. Заказывают в ГУП "МосгорБТИ" проведение инвентаризации объекта, поэтажный план, экспликацию и кадастровый паспорт.

3. ГУП "МосгорБТИ" в течение 30 дней с даты поступления заявления префектуры административного округа города Москвы направляет документацию (п.2.2.2) в соответствующее территориальное подразделение Департамента имущества города Москвы.

4. Департамент имущества города Москвы:

4.1. В течение 30 дней после получения необходимых документов (пп.2.2.1 и 3) формирует и направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве заявку на проведение регистрации прав города Москвы на объект.

4.2. В течение 7 дней после получения свидетельства о государственной регистрации права города Москвы на объект вносит информацию в Единый реестр собственности города Москвы и направляет копии свидетельств в Городскую или окружные комиссии по пресечению самовольного строительства.

 

***

 

 

ПРОЕКТ

 

 

 

 

Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы

при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков

 

В соответствии со ст. 14, 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.10 и пп.4 п.2 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации, п.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п.2 ст.4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007г. №48 "О землепользовании в городе Москве", в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1).

1.2. Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).

1.3. Перечень  земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (строительные конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство (приложение 3).

2. Установить, что:

2.1. Перечни, указанные в приложениях 2 и 3 к настоящему постановлению, подлежат ежеквартальной актуализации.

2.2. Департамент городского имущества города Москвы в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечивает освобождение земельных участков от объектов, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, путем обращения в суд с требованием о признании объектов самовольными постройками, их сносе, об освобождении соответствующих земельных участков и признании права собственности отсутствующим.

В случае, если в ходе судебного разбирательства судом будет назначена строительно-техническая экспертиза, по  результатам проведения которой будет установлено, что снос соответствующего объекта невозможен и сохранение данной постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан Департамент городского имущества города Москвы уточняет исковые требования в части признания права собственности города Москвы на данный объект.

2.3. Префектуры административных округов города Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечивают с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы освобождение земельных участков, указанных в пункте 1.3 настоящего постановления, в том числе путем демонтажа строительных конструкций, вывоза с земельного участка соответствующего имущества на специализированную площадку.

2.4. При заключении Департаментом городского имущества города Москвы договоров, предусматривающих передачу во владение и (или) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в такие договоры подлежат включению следующие условия:

2.4.1. Об осуществлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы с привлечением при необходимости государственных учреждений города Москвы и иных организаций мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае нарушения разрешенного использования (несоблюдения цели представления) земельного участка.

2.4.2. Об одностороннем отказе Департамента городского имущества города Москвы от исполнения договора (расторжение договора в одностороннем порядке) в случае нарушения разрешенного использования (несоблюдения цели представления) земельного участка.

3. В целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, установить персональную ответственность:

3.1. Глав управ районов города Москвы за ненадлежащее выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

3.2. Начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы за ненадлежащее осуществление в соответствии с настоящим постановлением мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

3.3. Префектов административных округов города Москвы за ненадлежащее пресечение фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

3.4. Руководителя Департамента городского имущества города Москвы за ненадлежащее осуществление мероприятий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, путем обращения в суд с требованием о признании указанных объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и одновременно об освобождении соответствующих земельных участков и признании права собственности отсутствующим, либо о признании права собственности города Москвы на данные объекты.

3.5. Председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы за ненадлежащее осуществление государственного строительного надзора, а также за оформление разрешения на строительство при отсутствии у соответствующего заявителя прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции).

3.6. Руководителей государственных учреждений города Москвы, государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы за незаконное (нецелевое) использование предоставленных указанным юридическим лицам земельных участков.

4. Просить Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве оказывать содействие в реализации мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.

5. Внести изменения в Постановление правительства Москвы от 24 февраля 2010г. №157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (в редакции постановлений правительства Москвы от 18 мая 2010г. №403-ПП, от 12 октября 2010г. №938-ПП, от 7 июня 2011г. №254-ПП, от 16 июня 2011г. №269-ПП, от 28 июня 2011г. №285-ПП, от 19 июля 2011г. №330-ПП, от 2 августа 2011г. №347-ПП, от 30 августа 2011г. №396-ПП, от 25 октября 2011г. №491-ПП, от 15 мая 2012г. №208-ПП, от 15 мая 2012г. №209-ПП, от 22 мая 2012г. №233-ПП, от 15 июня 2012г. №272-ПП, от 18 июня 2012г. №274-ПП, от 3 июля 2012г. №303-ПП, от 25 октября 2012г. №597-ПП, от 7 ноября 2012г. №632-ПП, от 13 ноября 2012г. №636-ПП, от 26 декабря 2012г. №848-ПП, от 15 февраля 2013г. №76-ПП, от 28 марта 2013г. №179-ПП, от 16 апреля 2013г. №242-ПП, от 13 июня 2013г. №377-ПП, от 13 августа 2013г. №530-ПП, от 20 августа 2013г. №552-ПП, от 6 сентября 2013г. №587-ПП, от 13 сентября 2013г. №606-ПП, от 2 октября 2013г. №661-ПП, от 15 октября 2013г. №684-ПП, от 22 октября 2013г. №701-ПП):

5.1. Пункт 2.3.2.1 приложения 1 к постановлению признать утратившим силу.

5.2. В пункте 2.3.2.2 приложения 1 к постановлению слова "бесхозяйные объекты, в том числе на бесхозяйные постройки" заменить словами "бесхозяйное движимое имущество".

5.3. Пункты 2.3.2.3, 2.3.4 приложения 1 к постановлению признать утратившими силу.

5.4. Пункт 2.3.5 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"2.3.5. Обеспечивает в установленном правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков,  освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.".

5.5. Пункт 2.3.2 приложения 2 к постановлению после слова "выявления фактов" дополнить словами "незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена,".

5.6. Пункт 2.3.3 приложения 2 к постановлению после слова "выявленных фактах" дополнить словами "незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена,".

6. Внести изменения в Постановление правительства Москвы от 31 мая 2011г. №234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" (в редакции постановлений правительства Москвы от 22 января 2013г. №20-ПП, от 4 июня 2013г. №352-ПП):

6.1. Пункт 1.5 постановления признать утратившим силу.

6.2. Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

"2. Установить, что:

2.1. В случае выявления органами исполнительной власти города Москвы фактов осуществления строительства (реконструкции) объектов капитального строительства на земельных участках, находящихся на территории города Москвы, за исключением земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участках, государственная собственность на которые не зарегистрирована, без получения разрешения на строительство или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, данная информация подлежит в 3-дневный срок направлению в Мосгосстройнадзор.

2.2. Мосгосстройнадзор:

2.2.1. В 5-дневный срок с момента получения информации, указанной в пункте 2.1 настоящего постановления:

1) осуществляет привлечение застройщика к ответственности за совершение административного правонарушения;

2) выдает лицу, осуществляющему строительство (реконструкцию), предписание об устранении выявленных нарушений с установлением срока для устранения нарушения;

3) с момента выявления факта  продолжения работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве (реконструкции) обращается в суд с требованием о привлечении лица, осуществляющего строительство (реконструкцию), к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью  3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности указанного лица.

2.2.2. Осуществляет, помимо указанных в пункте 2.2.1 настоящего постановления, иные необходимые мероприятия, направленные на пресечение проведения указанных в настоящем пункте работ.

2.3. В случае, если в результате проведения мероприятий, указанных в пункте 2.2 настоящего постановления, работы по строительству (реконструкции) не приостановлены, а выявленные при строительстве (реконструкции) недостатки не устранены, в том числе в связи с отказом суда в удовлетворении требований Мосгосстройнадзора, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 настоящего постановления, Мосгосстройнадзор в 5-дневный срок момента получения судебного акта об отказе в удовлетворении указанных требований обращается в суд с требованием о признании постройки, созданной при осуществлении указанных работ по строительству (реконструкции) на земельном участке, находящемся на территории города Москвы, за исключением земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участках, государственная собственность на которые не зарегистрирована, без получения разрешения на строительство или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, самовольной и ее сносе.

2.4. В случае отказа судом в удовлетворении требований, указанных в пункте 2.3 настоящего постановления, при наличии установленного в соответствии с требованиями земельного законодательства запрета на осуществление строительства (реконструкции) на земельном участке, находящемся в собственности физических, юридических лиц, Департамент городского имущества города Москвы обращается в суд с требованием о взыскании с собственника земельного участка неосновательного обогащения - денежных средств, которые подлежали уплате за снятие в установленном порядке запрета на осуществление строительства (реконструкции).".

6.3. Пункт 4.1 постановления изложить в следующей редакции:

"4.1. Департаменту городского имущества города Москвы - о признании объекта недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданного при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и (или) при отсутствии разрешения на строительство, самовольной постройкой и ее сносе, либо о признании права собственности города Москвы на данную самовольную постройку.".

6.4. Пункты 4.2, 4.3 постановления признать утратившими силу.

6.5. Пункты 4.4, 4.5 постановления изложить в следующей редакции:

"4.4. Мосгосстройнадзору - о признании объектов капитального строительства, созданных (создаваемых) на земельных участках, находящихся на территории города Москвы, за исключением земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участках, государственная собственность на которые не зарегистрирована, без получения разрешения на строительство или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, самовольными постройками и их сносе.

4.5. Префектурам административных округов города Москвы - об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в случае, если права на незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как на объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.".

6.6. Дополнить постановление пунктом 5 в следующей редакции:

"5. Установить, что:

5.1. Обращение Департамента городского имущества города Москвы и Мосгосстройнадзора в суд с исками, указанными в пунктах 4.1, 4.4 настоящего постановления, осуществляется без принятия Городской комиссией, Окружной комиссией решений.

5.2. При обращении органов исполнительной власти города Москвы, указанных в пункте 4 настоящего постановления, в суд к участию в деле  подлежат привлечению Департамент культурного наследия города Москвы (в случае размещения спорных объектов на объектах культурного наследия и их территориях), Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае размещения спорных объектов на особо охраняемых природных территориях).".

6.7. Пункты 5-10 постановления считать пунктами 6-11 соответственно.

6.8. В абзаце первом пункта 6 постановления слова "Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Департаменту культурного наследия города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" заменить словами "Департаменту городского имущества города Москвы, Мосгосстройнадзору".

6.9. В пункте 6.1 постановления слова "сноса незаконно возведенного строения" заменить словами "демонтажа незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, сноса самовольных построек".

6.10. В пункте 6.2 постановления слова "сносу самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков" заменить словами «освобождению земельных участков и демонтажу незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, сносу самовольных построек".

6.11. Пункты 7, 8 постановления признать утратившими силу.

6.12. В пункте 1.1 приложения 1 к постановлению слова "и самовольного занятия земельных участков," исключить.

6.13. Пункты 2.2.1, 2.2.2 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции:

"2.2.1. О подготовке мэру Москвы предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории города Москвы.

2.2.2. О подготовке мэру Москвы предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства.".

6.14. Пункт 2.2.3 приложения 1 к постановлению признать утратившим силу.

6.15. В пункте 1.1 приложения 3 к постановлению слова "строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства" заменить словами «незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые на разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - незаконно размещенные объекты), а также выработке предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства".

6.16. Пункты 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 приложения 3 к постановлению изложить в следующей редакции:

"2.2.1. О демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.

2.2.2. О направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.

2.2.3. О направлении в Городскую комиссию по пресечению самовольного строительства предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства в городе Москве.".

6.17. В разделе 2 приложения 4 к постановлению слова "Департаментом земельных ресурсов города Москвы" заменить словами "Департаментом городского имущества города Москвы".

6.18. Раздел 3 приложения 4 к постановлению признать утратившим силу.

6.19. Пункты 4.1, 4.2 приложения 4 к постановлению после слов "с учетом мнения" дополнить словами "Департамента городского имущества города Москвы,".

6.20. Пункты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6.1 приложения 4 к постановлению признать утратившими силу.

6.21. В пункте 6.3 приложения 4 к постановлению слова "объекта самовольного строительства префектура административного округа города Москвы" заменить словами «самовольной постройки Департамент городского имущества города Москвы, Мосгосстройнадзор направляют соответствующую информацию в префектуру административного округа города Москвы, которая".

7. Внести изменения в Постановление правительства Москвы от 25 апреля 2012г. №184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (в редакции Постановления правительства Москвы от 13 ноября 2013г. №730-ПП):

7.1. Приложение к постановлению дополнить пунктом 7 в следующей редакции:

"7. Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.".

7.2. Пункты 7-24 приложения к постановлению считать пунктами 8-25 соответственно.

8. Внести изменения в Постановление правительства Москвы от 20 февраля 2013г. №99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (в редакции постановления правительства Москвы от 4 июня 2013г. №353-ПП)

8.1. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А., министра правительства Москвы, руководителя Департамента городского имущества города Москвы Ефимова В.В.".

8.2. Приложение 1 к постановлению дополнить пунктами 6.27, 6.28 в следующей редакции:

"6.27. Обеспечивает в установленном порядке освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена от расположенных на них объектов недвижимости, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, путем обращения в суд с требованием о признании указанных объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и одновременно об освобождении соответствующих земельных участков и признании права собственности отсутствующим, либо о признании права собственности города Москвы на данные объекты.

6.28. Обеспечивает в установленном порядке признание права собственности города Москвы на бесхозяйное недвижимое имущество.".

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А., заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. и начальника Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Шогурова С.Ю.

 

Мэр Москвы                                                                                         С.С. Собянин

 

 

 

Приложение 1

к Постановлению правительства

Москвы

__________________________

 

Положение

о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (далее также - земельные участки).

2. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

2.1. Признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена  для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования,  установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей,  подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство  (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).

2.2. Незаконно размещенный объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2.3. Документы, являющиеся основанием для использования земельного участка:

- действующий договор аренды земельного участка, предусматривающий осуществление строительства (реконструкции);

- действующий договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, предусматривающий осуществление строительства (реконструкции);

- свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

2.4. Имущество, находящееся на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании - строительная техника, строительные материалы и иное имущество, с помощью которого осуществляется незаконно (нецелевое) использование земельного участка.

2.5. Правообладатель имущества, находящегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании - физическое или юридическое лицо, в чьей собственности находятся имущество, указанное в пункте 2.4 настоящего Положения и (или) фактически осуществляющий использование данного имущества.

  2.6. Пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.

 

II. Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков

 

3. В целях выявления фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществляются следующие мероприятия:

3.1. Управа района города Москвы обеспечивает еженедельный мониторинг территории соответствующего района города Москвы с целью выявления признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением информации о результатах мониторинга (информации о наличии, отсутствии признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков) в 2-дневный срок в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

3.2. Префектуры административных округов города Москвы,  Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы при выявлении в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, в 2-дневный срок направляют соответствующую информацию в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

3.3. В случае выявления Управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:

3.3.1. Акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в случае отсутствия на соответствующем земельном участке признаков (фактов), указанных в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, а также в случае подтверждения проведения лицом, имеющим документы, являющиеся основанием для использования земельного участка, ремонтных работ и работ по благоустройству территории соответствующего земельного участка, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.

3.3.2. Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе, срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

3.3.3. Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.

4. В целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществляются следующие мероприятия:

4.1. В случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2), при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства; при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке:

4.1.1. Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок,  обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в   2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

В случае наличия прав на использование земельного участка для целей эксплуатации объекта недвижимости, осуществление мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется с сохранением возможности для использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением такого объекта недвижимости.

4.1.2. Департамент городского имущества города Москвы в 30-дневный срок осуществляет мероприятия по привлечению правообладателя земельного участка к гражданско-правовой ответственности (взыскание неустойки по договорам аренды земельных участков), а также при наличии правовых оснований осуществляет мероприятия по прекращению права лица, допустившего незаконное (нецелевое) использование земельного участка, на земельный участок.

4.2. В случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2), при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства и истечении срока действия разрешения на строительство на земельном участке, а также в случае выявления Комитетом государственного строительного надзора города Москвы фактов проведения на земельных участках работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных и строительных норм и правил:

4.2.1. Комитет государственного строительного надзора города Москвы:

4.2.1.1. В 5-дневный срок:

1) осуществляет привлечение застройщика к ответственности за совершение административного правонарушения;

2) выдает лицу, осуществляющему строительство (реконструкцию), предписание об устранении выявленных нарушений с установлением срока для устранения нарушения;

3) с момента выявления факта продолжения работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве (реконструкции) обращается в суд с требованием о привлечении лица, осуществляющего строительство (реконструкцию), к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью  3 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности указанного лица.

4.2.1.2. Осуществляет, помимо указанных в пункте 4.2.1.1 настоящего Положения, иные необходимые мероприятия, направленные на пресечение проведения работ, указанных в пункте 4.2 настоящего Положения.

4.2.2.  Комитет государственного строительного надзора города Москвы в 2-дневный срок после устранения указанных нарушений уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

4.2.3. В случае, если в результате проведения мероприятий, указанных в пункте 4.2.1 настоящего Положения, работы по строительству (реконструкции) не приостановлены, а выявленные при строительстве (реконструкции) недостатки не устранены, в том числе в связи с отказом суда в удовлетворении требований Комитета государственного строительного надзора города Москвы, указанных в подпункте 3 пункта 4.2.1.1 настоящего Положения, Мосгосстройнадзор в 2-дневный срок с момента вынесения судебного акта об отказе в удовлетворении указанных требований направляет его копию в Департамент городского имущества города Москвы и осуществляет  мероприятия, предусмотренные законодательством, направленные на отмену данного судебного акта, незамедлительно направляя копии соответствующих судебных актов в Департамент городского имущества города Москвы.

4.3. В случае получения акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости (пункт 3.3.3), а также в случае получения от Комитета государственного строительного надзора города Москвы копии судебного акта об отказе в удовлетворении требований Мосгосстройнадзора, указанных подпункте 3 пункта 4.2.1.1 настоящего Положения (пункт 4.2.3):

4.3.1. Департамент городского имущества города Москвы в 10-дневный срок направляет в суд исковое заявление о признании указанного объекта самовольной постройкой с приложением всех необходимых документов, в том числе ходатайства о назначении судебной экспертизы в отношении самовольной постройки с целью установления, не создает ли сохранение самовольной постройки угрозу жизни и здоровью граждан.

4.3.2. В случае, если по результатам экспертизы будет установлено, что сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан Департамент городского имущества города Москвы незамедлительно уточняет заявленные требования требованием о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку.

В случае, если по результатам экспертизы будет установлено, что сохранение постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан Департамент городского имущества города Москвы незамедлительно уточняет заявленные требования требованием о сносе самовольной постройки.

4.3.3. При удовлетворении судом требований о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку Департамент городского имущества города Москвы  в 45-дневный срок осуществляет государственную регистрацию права собственности города Москвы.

4.3.4. При удовлетворении судом требований о сносе самовольной постройки Департамент городского имущества города Москвы направляет в 2-дневный срок копию судебного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы для обеспечения в 30-дневный срок с привлечением Государственного бюджетнго учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы проведения мероприятий по сносу самовольной постройки.

5. После завершения мероприятий, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Положения,  Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 3-дневный срок проводится проверка результатов пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, по результатом которой составляет один из следующих актов:

5.1. Акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в случае завершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения.

5.2.  Акт о не подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в случае незавершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, с направлением копии акта в Департамент городского имущества города Москвы.

6. В случае получения акта о не подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка Департамент городского имущества города Москвы проводит совместно с префектурой соответствующего административного округа города Москвы и  Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы выездную проверку, по результатам которой составляется один из следующих трехсторонних актов:

6.1. Акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в случае завершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения.

6.2. Акт о не подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, в случае незавершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, при составлении которого префектура соответствующего административного округа города Москвы в 5-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы  Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в   2-дневный срок уведомляет Департамент городского имущества города Москвы и Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

В 3-дневный срок после получения указанного уведомления Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проводит проверку результатов пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка и в случае завершения проведения мероприятий, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, составляет Акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

7. Префектура административного округа города Москвы определяет перечень площадок для хранения имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании.

 

III. Обеспечение хранения объектов, вывезенных с земельных участков

 

8. Правообладатель имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании (далее - предмет хранения), в целях возврата ему указанного имущества, находящегося на хранении, обращается с заявлением в префектуру административного округа города Москвы.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлежность предмета хранения правообладателю (документы, подтверждающие наличие права собственности на предмет хранения, а также иные документы - по желанию правообладателя).

9. Префектура административного округа города Москвы в течение 30 дней с даты получения от правообладателя предмета хранения заявления и комплекта документов, указанных в абзаце втором пункта 6 настоящего Положения, принимает решение о возврате предмета хранения либо об отказе в возврате предмета хранения и информирует правообладателя о принятом решении.

Основаниями для отказа в выдаче предмета хранения являются непредставление правообладателем документов, подтверждающих принадлежность предмета хранения правообладателю (наличие права собственности правообладателя на предмет хранения), и (или) представление документов, содержащих недостоверные сведения.

10. В случае принятия префектурой административного округа города Москвы решения о возврате предмета хранения правообладатель предмета хранения в течение 7 рабочих дней по окончании срока, указанного в пункте 8 настоящего Положения, обязан принять предмет хранения по акту приема-передачи.

11. В случае если в течение 2 месяцев с даты передачи предмета хранения на хранение префектурой административного округа города Москвы не принято решение о возврате правообладателю предмета хранения либо если в срок, предусмотренный пунктом 10 настоящего Положения, правообладатель объекта не принял предмет хранения по акту приема-передачи, соответствующий предмет хранения подлежит включению в перечень бесхозяйных вещей, формируемый префектурой соответствующего административного округа города Москвы и публикуемый на официальном сайте префектуры в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

По истечении 5 лет с момента опубликования указанного перечня бесхозяйных вещей, префектура административного округа города Москвы обеспечивает оформление права собственности города Москвы на соответствующее бесхозяйное имущество.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Виды обременений недвижимости и как их снять. Инструкция РосреестраЖилье, 17:13
Цены на новостройки бизнес-класса Москвы превысили ₽500 тыс. за 1 кв. мЖилье, 16:42
Эксперты назвали долю отложивших покупку жилья россиянЖилье, 15:47
В Госдуму внесли закон о безопасной эксплуатации лифтов в жилых домахОтрасль, 14:00
«Дом.РФ» спрогнозировал замедление темпов строительства жилья в РоссииОтрасль, 12:31
Нотариусы будут информировать наследников о долгах. Что это значитЖилье, 11:00
Аналитики сообщили о стагнации цен в новостройках МосквыЖилье, 09:36
Названы регионы с наибольшим падением выдачи льготной ипотекиДеньги, 00:00
Дума одобрила в 1-м чтении проект о возможности скрывать запросы в ЕГРНДеньги, 21 ноя, 18:03
5 мифов о гибкой керамике: материал будущего или тупик? Большой разборОтрасль, 21 ноя, 17:08
Метрогородок возглавил рейтинг районов Москвы по росту цен на арендуЖилье, 21 ноя, 15:50
Хуснуллин сообщил, что не ожидает появления новых обманутых дольщиковОтрасль, 21 ноя, 14:43
Риелторы заявили о сокращении предложения коттеджей в Подмосковье в 8 разЗагород, 21 ноя, 13:47
Ставки ипотеки будут бить рекорды: к концу года они могут превысить 30%Деньги, 21 ноя, 12:14
Главное Лента