Как Бутово превращали в центр Большой Москвы
До недавнего времени столичный район Бутово нельзя было назвать престижным. Удаленность от центра Москвы делала его едва ли не главным героем анекдотов. Однако этот район отличался нестандартными домами и хорошей экологией, что придавало ему уютный вид. Сейчас район с растущей транспортной доступностью и развитой инфраструктурой по-прежнему интересен девелоперам. Бутово вполне заслуженно стали называть потенциальным центром Большой Москвы.
Бутовский эксперимент
Район Бутово изначально отличался от классических спальных районов Москвы. Он проектировался в более позднее советское время, поэтому получился более правильным, чем другие спальные районы Москвы, рассказывает гендиректор компании "МД Групп" Михаил Михайлов. Один из существенных плюсов этого района – то, что он не перегружен многоэтажными зданиями.
Дело в том, что Северное и Южное Бутово – районы экспериментальной застройки. Масштабное строительство началось здесь при бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове в 1990-х годах. В Северном Бутове возводили преимущественно социальное жилье, предназначенное для многодетных семей и ветеранов. Этот район чуть ближе к центру столицы, чем Южное Бутово, и традиционно считался более престижным.
В 90-е годы район в основном застраивали зданиями типовых серий, однако появлялись и оригинальные проекты. Уже тогда начали строиться дома, которые стали одними из первых прототипов таунхаусов: невысокие четырехэтажные здания с просторными квартирами различных планировок. Красивые, нестандартные дома украшают район и привлекают сюда людей.
В районе Южное Бутово, возведенном на месте заброшенных деревень, массовое строительство домов началось в 1994 году. Столичные власти стремились создать комфортные условия проживания для москвичей, а также придать району современный архитектурный облик. Здесь, как и в Северном Бутове, много малоэтажных домов, выполненных по индивидуальным проектам. Есть и монолитные дома со свободной планировкой, а также симпатичные здания, облицованные красным кирпичом. Возле домов разбиты парки и просторные аллеи, в районе много местечек, где можно погулять.
Активное строительство Южного Бутова продолжилось и в 2000-х годах. Например, в 2004 году в Южном Бутове появилась улица Кадырова, которая получила название в честь бывшего президента Чеченской республики Ахмата Кадырова. Улица призвана вызывать ассоциации с Кавказом: местные тепловые пункты здесь расписаны не березками, как по всей Москве, а горами. А фонтаны и стела с водопадом очень похожи на чеченские боевые башни. Деньги на благоустройство улицы выделил фонд Кадырова. Кстати, улица Кадырова – одна из самых чистых в Москве.
Пик строительства в Южном Бутове пришелся на 2008–2009 годы. В это время в районе было построено 105 домов, говорит гендиректор компании "Метриум-Групп" Мария Литинецкая. Они возводились в основном в рамках панельной застройки на улицах Брусилова, Изюмской, Маршала Савицкого, Захарьинские Дворики. Кроме того, на улице Остафьевской были построены кирпичные дома, а на улице Академика Семенова – монолитные.
"Южное Бутово в основном отличается типовой застройкой в 16–17 этажей, но есть и точечные индивидуальные проекты не выше 7–8 этажей, среди которых имеются варианты с двухуровневыми квартирами", – говорит руководитель офиса "Бутово" компании "Инком-Недвижимость" Жанна Костяная.
Как застраивают Бутово
Стоимость квартир в Бутове колеблется в зависимости от нескольких факторов: типа постройки, удаленности от метро и т. д. Средняя стоимость 1 кв. м в новостройках в Южном Бутове составляет 102,7 тыс. рублей, – рассказывает руководитель департамента аналитики и консалтинга компании "НДВ-Недвижимость" Елизавета Гудзь. В районе Северное Бутово средняя стоимость "квадрата" составляет 131 тыс. рублей.
Руководитель аналитического центра компании Est-a-Tet Денис Бобков отмечает, что после официального объявления о расширении границ Москвы цены на недвижимость на присоединяемых территориях, которые теперь относятся к Южному Бутову, выросли на 30%.
На вторичном рынке Северного Бутова стоимость 1 кв. м жилья составляет 160 тыс. рублей, приводит данные Жанна Костяная. В Южном Бутове средняя цена вторичного жилья немного ниже – 138,9 тыс. рублей за "квадрат".
В ближайшем будущем цены на бутовское жилье вряд ли изменятся, считает Мария Литинецкая. "В последнее время цены на недвижимость в Бутове топтались на месте. Никаких предпосылок к тому, чтобы в ближайшее время ситуация изменилась, нет. Самый позитивный сценарий – рост цен на уровне инфляции", – прогнозирует эксперт.
Бутовские перспективы
Районы Северное и Южное Бутово отличаются от других московских "спальников" хорошей экологией и живописными видами из окон. Особенно это касается района Южное Бутово, где находятся деревенские частные дома с огородами. Здесь также очень много деревьев и красивых клумб с цветами.
Еще одна отличительная черта районов Северное и Южное Бутово – наличие довольно развитой социальной инфраструктуры. "В районах 42 общеобразовательные школы и 47 дошкольных учреждений, семь поликлиник, а также 20 медицинских учреждений", – говорит Елизавета Гудзь.
С торгово-развлекательной инфраструктурой дела обстоят хуже. "Бутовцам приходится ездить через МКАД, чтобы совершить необходимые покупки. Здесь есть несколько торговых центров около станций метро, однако этого недостаточно для такого большого района", – сетует Михаил Михайлов.
Отчасти эту проблему удастся решить за счет строительства крупного торгово-развлекательного центра "Бутово Молл" на территории ЖК "Новое Бутово". Его зона охвата составит 1 млн человек.
"По сравнению с Люберецкими полями, Южное Бутово – более благополучный с экологической точки зрения район, здесь расположен Бутовский лесопарк, зона отдыха Черневские пруды, которая сейчас благоустраивается и скоро станет официальным городским пляжем. В сопоставлении, скажем, с Некрасовкой, Южное Бутово также выгодно отличается развитой инфраструктурой – и транспортной, и торговой", - добавляет председатель совета директоров компании "Бест-Новострой" Ирина Доброхотова.
Транспортная инфраструктура в Бутове также довольно развита, но проблемы все-таки есть. На территории районов Северное и Южное Бутово построено пять станций метрополитена, в том числе станции легкого метро. Можно проехать по Варшавскому шоссе, но оно, как правило, очень загружено в часы пик.
Район получит новый толчок для развития, когда будут реализованы все планы по улучшению транспортной инфраструктуры, считает руководитель департамента аналитики и консалтинга агентства недвижимости "Азбука Жилья" Александр Дианов. В противном случае строительство крупных жилых комплексов в соседнем Ленинском районе приведет к еще большему осложнению транспортной проблемы.
Сейчас строится продолжение Бутовской линии легкого метро с возможностью пересадки на Калужско-Рижскую линию метро. Открытие станций метро "Лесопарковая" и "Битцевский парк" запланировано на конец 2013 года. В планах также строительство автомобильной дороги поселок Газопровод – аэропорт Остафьево, реконструкция Остафьевского шоссе, строительство эстакады над железной дорогой в районе станции Щербинка. За счет этого предполагается увеличение доступности района Южное Бутово со всех сторон.
По мнению Михаила Михайлова, потенциал для развития у района Южное Бутово сейчас очень большой. "Здесь есть территории заброшенных военных городков, поля рядом с испытательным кольцом РЖД. Я думаю, что застройщику будет очень интересно осваивать новые территории", – заключил гендиректор "МД Групп".
Вера Козубова