Как малому бизнесу снять помещение
Проблема с поиском помещений для операторов малого и среднего бизнеса в Москве стоит очень остро: дело в том, что небольших помещений на рынке практически нет, а собственники недвижимости зачастую не хотят связываться с мелкой нарезкой, предпочитая отдать все помещение крупному оператору. Либо — если собственник вдруг решил сдавать свое помещение по частям — ставки аренды на него возрастают до космического уровня. Из-за этой практики не у дел остаются многие небольшие компании, которым приходится либо довольствоваться некапитальными павильонами, которые в любой момент могут снести, либо брать площади в не самых удачных местах и прогорать. Что же делать?
На самом деле есть два выхода: субаренда или кооперация. Рассмотрим их по порядку.
Предложений по субаренде торговых помещений на рынке достаточно много. Очень активно оставшиеся площади сдают операторы продуктового ритейла, магазины косметики и парфюмерии, аптеки и другие игроки рынка. Делают они это не только и не столько ради заработка, сколько из-за того, что им тоже предлагают помещения избыточной площади. При этом многим сетевым операторам необходимо закрывать ту или иную локацию (быть представленным в конкретном городе и районе), но дефицит подходящих помещений вынуждает их брать большие по размеру площади. Бояться такой субаренды не стоит: крупные операторы ритейла, как правило, заключают долгосрочные договоры аренды и внимательно проверяют документы на помещение или здание. Так что их выбору можно доверять. Кроме того, сетевые операторы очень тщательно подходят к выбору локации своего магазина, поэтому не берут гиблые места без трафика и покупателей. Ставки аренды на такие помещения невысоки, так как задачи существенно заработать на субарендаторах у сетевика нет. Единственный минус такого варианта состоит в том, что зачастую субарендодатель не может сделать отдельный вход своим партнерам, поэтому приходится довольствоваться совместным. Впрочем, для многих арендаторов наличие отдельного входа не является основным требованием, поэтому предлагаемые в субаренду площади пользуются высоким спросом.
Другим вариантом получить желаемые помещения за разумные деньги для небольших операторов является кооперация с близкими по профилю игроками и совместная аренда больших помещений. Например, такую практику активно использует сеть молочных товаров "Избенка", которая активно объединяется с продавцами мясных изделий, колбас и других продуктов. По похожей схеме работает сеть магазинов колбас и мясных деликатесов "Мясницкий ряд", которая активно сотрудничает с магазинами разливного пива, продавцами мяса, молока, птицы или рыбы. И таких примеров довольно много. В этом варианте есть существенный плюс: при такой кооперации операторы очень хорошо дополняют друг друга и привлекают больше клиентов, чем привлекли бы по отдельности или по соседству с другими, никак не связанными по профилю деятельности компаниями. В целом же такое объединение арендаторов дает не только синергический эффект и стимулирует продажи, но и позволяет оптимизировать расходы на арендную плату, так как большие помещения по площади существенно дешевле.
Таким образом, выход есть всегда, и малым предпринимателям не стоит отчаиваться и пытаться найти крайне дефицитные маленькие помещения в прямую аренду или занимать очень неудачные помещения.