Какой могла стать Москва после 1945 года
На Триумфальной площади в Москве открылась уличная выставка "Бумажная архитектура войны", посвященная дню первого парада Победы, который состоялся 24 июня 1945 года.
Организаторы уличной выставки "Бумажная архитектура войны" - Москомархитектура при поддержке ГУП "Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры" и компания "Русс Аутдор" - расположили вдоль фасада здания на Триумфальной площади, д. 1 уникальные архивные материалы: фотографии, эскизы и проектные предложения архитекторов, которые еще в разгар войны задумались над созданием монумента Славы советским воинам-героям.
Часть эскизов сделаны во фронтовых тетрадях и ранее никогда не представлялись широкой публике. Удивительно, советские скульпторы и архитекторы начали визуализировать приближение Победы еще в 1941 году, когда появились первые проектные предложения Монумента Победы. "И в эвакуации, и на фронтах, и в госпиталях на страницах рабочих блокнотов вырисовывались контуры будущего пантеона Славы великого народа", - говорится в аннотации выставки на сайте Москомархитектуры.
Архитекторы предлагали самые разные идеи, некоторые из них были откровенно наивны, а некоторые - сокрушительно невероятны. Так, например инженер М. Абрамов предложил новую форму памятника - флаг-башню, высотой 350 метров, на Пушкинской площади. Несколько предложений Иофана, Мордвинова, Житковского, Мушегяна, Нанушьяна предполагали переустройство Красной площади с прилегающими территориями, для чего необходимо было снести здания Исторического музея и ГУМа. Архитектор Г.Градов рассматривал территорию Лужников для строительства нескольких высотных башен, посвященных городам-героям.
Архитектор С.Нанушьяна предлагал воздвигнуть монумент на Красной и Манежной площадях. Монумент Победы высотой до 50 метров Нанушьян предлагал поместить на Красной площади, напротив Спасской башни Кремля - там, где находится Лобное место. При этом для реконструкции площади он планировал снести здание ГУМа, как "не представляющее художественной ценности". Также им предполагалось снести здание Исторического музея (сам музей следовало перевести в Манеж) и реконструировать Музей Ленина.
Оригинальный проект памятника Победы предложил также и известный скульптор С.Меркуров. Он, ни много ни мало, решил использовать в качестве постамента для своего памятника Сенатскую башню Кремля: "...сделать радикальное переустройство и поставить фигуру Ленина на этой башне вместе с постаментом, трибуны оставить... дать барельеф, мощный, красивый, и Мавзолей включить в комплекс, создать такое единое целое". Он также был не против сноса зданий Исторического музея и ГУМа.
В декабре 1944 года Борис Иофан представил проект монумента "Торжественной встречи победоносных советских войск" в Москве. Монумент представлял собой 16 пилонов, посвященных каждой союзной республике. В центре располагалась пятигранная колонна, завершенная скульптурным изображением "Фронт и Тыл", олицетворяющим советский народ в годы Великой Отечественной войны. Красноармеец и рабочий держали знамена победы, на которых помещались барельефы Ленина и Сталина. Б.Иофан предполагал, что местом для монумента может служить площадка, занимаемая Историческим музеем, который необходимо передвинуть на Никольскую улицу.
Отметим, в 1947 году, в год 800-летия Москвы, были одновременно заложены 8 московских высоток. Они стали зримым символом возрождающейся страны.
Напомним, Монументы Славы появились в городах СССР и странах СЭВ, но не в Москве. И только к 50-летию Победы, в 1995 году, был завершен мемориальный комплекс на Поклонной Горе.