«Банки уже не смотрят на брокеров свысока»
В западных странах именно кредитные брокеры обеспечивают банкам основной поток клиентов. На российском рынке кредитный брокеридж - явление новое. Потенциальные заемщики пока не столь активно пользуются услугами ипотечных брокеров, а сами банки не слишком жалуются на отсутствие клиентов.
Компания «Кредитмарт» позиционирует себя как супермаркет кредитов. Что это значит?
Финансовый рынок в принципе слишком консервативен: считается, что в этой отрасли креативу места нет. Однако, для того чтобы привлечь к себе внимание, нужно избавиться от стереотипов. С точки зрения построения бизнеса мы являемся брокерской компанией. Просто подошли к рассмотрению финансового рынка как рынка товаров народного потребления, где есть производители и есть торговые сети, которые доставляют товары потребителям. Только при таком построении любого розничного бизнеса возможно его качественное и успешное развитие. Финансовый рынок не является исключением, здесь также есть производители кредитных продуктов - банки и торговые сети - кредитные брокеры.
Мы посчитали, что слово «супермаркет» понятнее, ближе потребителю. Собственно брокерский бизнес обязан быть не «бутиковым», а массовым, доступным. Номера телефонов кредитных брокеров должны соседствовать в записных книжках с номерами телефонов дантистов, юристов, риэлторов и пр.
Можно ли сегодня ипотечные кредиты назвать товарами широкого потребления?
Пока с большой натяжкой. Но совершенно очевидно, что российский ипотечный рынок развивается очень стремительно. Несколько лет назад западные аналитики прогнозировали, что в 2007 году в России объем новых выданных ипотечных кредитов составит $5 млрд. Но по итогам 2007 года этот показатель достиг $22 млрд.
Сейчас основная проблема ипотечного рынка заключается в недостаточном развитии института производителей ипотечных продуктов и рынка «сырья» - сферы рефинансирования. В 1990-е годы товары народного потребления в России были западного производства, сегодня та же ситуация на ипотечном рынке, где используются в основном деньги западных финансовых структур. И основная задача сегодня состоит в том, чтобы создать отечественных производителей путем организации ликвидного рынка рефинансирующих инструментов, открыть инвесторам доступ к ипотечным бумагам, которые выпускают ипотечные банки. Тогда этот рынок станет надежным, устойчивым, продукты на нем окажутся доступнее для потребителя.
В Америке 80% ипотечных кредитов выдается при помощи кредитных брокеров. Очевидно, в России гораздо меньше. С чем это связано?
На Западе основным клиентским потоком действительно управляют брокерские компании: если банк дружит с брокерами - у него всегда есть клиенты. Брокерские компании в состоянии общаться с банком на равных: если банк не отвечает требованиям клиентов по качеству обслуживания, кредитный брокер прекратит с ним сотрудничество и направит поток клиентов в другой банк. На российском ипотечном рынке правила игры пока еще диктуют банки. Сегодня они не боятся того, что та или иная брокерская компания расторгнет с ними договор о сотрудничестве, потому что не чувствуют недостатка в клиентах. Потенциальные заемщики в свою очередь пока не понимают, зачем нужен кредитный брокер, если можно обратиться напрямую в банк.
Думаю, что через два-три года ситуация все-таки изменится: клиенты станут относиться с большим доверием, следовательно, и банки перестанут смотреть на брокеров свысока. Уже сегодня многие банки при прогнозировании своих будущих клиентских потоков ставят серьезные планы на привлечение заемщиков через непрямые каналы продаж - брокеров и риэлторов. Ведь на самом деле производителям тяжело реагировать на каждого «маленького человека» - физическое лицо. Они понимают, что самый удобный и экономичный вариант - поручить взаимодействие с физическими лицами брокерским компаниям.
Принцип нашей работы заключается в том, что платить брокерам комиссионные должен производитель продукта (то есть банк), а не клиент. Год назад по такой концепции согласились работать с нами только три банка, сейчас их количество возросло до 30.
Меня часто спрашивают, не боимся ли мы конкуренции. Нет, наоборот - я за то, чтобы на рынок приходили игроки, создавали вместе с нами рынок услуг кредитных брокеров, помогали закрепить его необходимость в сознании людей. Расцвет нашей отрасли произойдет не раньше, чем через два-три года. Но для того чтобы к тому времени занять лидирующие позиции, надо выходить на рынок уже сейчас, невзирая на вероятные риски.
Западный ипотечный кризис отразился и на российском рынке: банки подняли ставки, ужесточили требования к заемщикам. Как в этих условиях работают кредитные брокеры?
Роль брокеров в сложные периоды на рынке очень важна, поэтому любые переходные процессы нам только на руку. Некоторые банки выходят из игры, ситуация на рынке постоянно меняется - уследить за всеми изменениями обычному заемщику не под силу. Кроме того, нередки ситуации, когда после одобрения клиента банк в последний момент вдруг отказывает ему в предоставлении кредита, после чего люди обращаются к нам. В нашей базе не один банк, а 25-30, мы отслеживаем «погоду» на рынке и знаем, кто выдает кредиты и на каких условиях, а кто перестал это делать. Соответственно, мы поможем клиенту выбрать оптимальную программу из множества предложений - их только по ипотеке в нашей базе около 500. Можем переадресовать заемщика в «здоровые» участки рынка, чтобы человек мог получить свой кредит без потери времени и денег.
Что бы вы посоветовали человеку, который собирается взять ипотечный кредит? Как лучше представить себя банку, какую информацию о себе сообщить?
Если бы мы были недобросовестными брокерами, которые работают на сиюминутную прибыль, то, к примеру, посоветовали бы не открывать банку всех своих расходов, чтобы получить кредит на большую сумму. Сейчас система проверки кредитных обязательств не работает в полную силу - отследить все кредиты, которые человек уже выплачивает, довольно трудно. Но мы, как и финансовые структуры, заинтересованы в качестве актива. Вероятность того, что человек, уже обремененный другими кредитными обязательствами, не сумеет выплатить ипотечный кредит, гораздо выше, чем у клиента без обязательств.
Клиент, скрывший такую важную информацию, - некачественный заемщик, вряд ли мы будем рекомендовать его банку. Ведь после нескольких подобных случаев банк вправе прекратить сотрудничество с нами и будет прав. Сам клиент при этом рискует серьезно испортить свою репутацию на кредитном рынке. Поэтому мой совет: чем больше информации человек предоставит, тем адекватнее отнесутся к нему в банке. Более того, отказ в выдаче кредита способен оказаться даже более позитивным фактом, чем последующее обращение взыскания и испорченная кредитная история.
Но мы всегда подскажем добросовестному клиенту, в какой форме предоставить информацию о себе. Например, к нам обращается предприниматель, у которого основная выручка проходит через наличность. Мы знаем, что многие банки требуют подтверждения дохода, а значит, этому человеку, вероятнее всего, в выдаче кредита откажут. Потому посоветуем ему регулярно перечислять доход на карточный счет в течение шести месяцев и только потом обращаться за кредитом. Многие банки в качестве подтверждения принимают банковские выписки о регулярных поступлениях на счет.
Как будет развиваться рынок ипотечного кредитования в ближайшие годы? Снизятся ли ставки по кредитам?
Предполагаю, что наиболее активно в ближайшие годы рынок ипотеки будет расти не в столице, а в регионах. В Москве и области его развитие тормозит стремительное повышение стоимости жилья. В регионах уровень платежеспособности населения растет практически параллельно с ценами на недвижимость, к тому же постоянно увеличивается предложение. Возьмем, к примеру, Тюменскую область: за прошлый год там возведено около 500 тыс. кв. м жилья при численности населения 500 тыс. человек. Сравним с Москвой: 12 млн жителей - только по официальным данным, при этом ежегодно строится около 5 млн кв. м жилья. Отсутствие предложения при таком колоссальном спросе естественным образом провоцирует рост цен. Сегодня это уже большая проблема Москвы и Санкт-Петербурга - найти квартиру для простого заемщика. Поэтому я считаю, что ипотека станет массовым продуктом в регионах раньше, чем в обеих столицах. В той же Тюменской области уже 25-30% сделок с недвижимостью заключается с использованием ипотеки.
Ставки по кредитам в связи с ситуацией на западном рынке выросли на 1-1,5% годовых. И в течение года они могут еще незначительно увеличиться - на 0,5-1% годовых. Но я также считаю, что этот год станет завершающим в части повышения процентных ставок. Уже в следующем году рынок начнет стабилизироваться, что повлечет за собой их падение.
Поможет российскому ипотечному рынку, как ни парадоксально, ипотечный кризис за рубежом. Многие западные инвесторы сняли деньги с некачественных активов, но средства все равно требуется куда-то вкладывать. Многие сейчас рассматривают Россию как «тихую гавань» на ближайшие несколько лет. Ипотечный сектор развит у нас не настолько, чтобы нести глобальные риски, а качество активов гораздо выше, чем в других странах. Поэтому многие инвесторы станут вкладываться в российскую ипотеку, улучшая ликвидность в этом секторе и способствуя удешевлению кредитов: чем больше объем предложения на ипотечном рынке, тем доступнее кредиты для заемщиков.
Мария Макалкина