Стены в парадных костюмах
Нескольких обойных рулонов и пачки клея достаточно, чтобы настоящий умелец ощутил прилив вдохновения. Даже в скромном хозяйственном магазине предлагаются десятки видов обоев и красок. При более педантичном «вхождении в тему» можно обнаружить множество эффектных покрытий, которые украсят стены, превратив их в художественное произведение. О материалах, используемых при оформлении стен, и пойдет речь в нашем обзоре.
Выбирая между окраской стен и обоями, нередко отдают предпочтение последнему варианту. Причина - экономия усилий и средств, необходимых для подготовки поверхности, и конечно же огромное разнообразие фактур, рисунков и расцветок, присущих современным обоям. Что касается красок, то за последнее время палитра возможностей для окраски поверхностей существенно возросла.
«Красочные» новинки
Одними из самых оригинальных на современном рынке являются так называемые флоковые краски. В случае с ремонтом главным компонентом покрытия, обеспечивающим декоративный эффект, являются нерастворимые сухие частицы твердого вещества (немецкое слово «Flocken» переводится как «хлопья»), имеющие различную форму и цвет. Встречаются флоки-звездочки, соломинки, шарики и пр. Флоки распыляют из краскопульта на предварительно нанесенный базовый красочный слой и закрепляют при помощи специального лака. Некоторые виды подобных красок положено наносить в два этапа: сначала покрыть поверхность базой, а затем сразу нанести защитный лак с перемешанными флоками. Такая технология проще. В итоге получаются оригинальные по рисунку, слегка шероховатые поверхности.
У флоковых красок еще одно неоценимое достоинство: в отличие от однотонных покрытий они скрадывают мелкие изъяны поверхности. Применяются в жилых помещениях, офисах, гостиницах и больницах - словом, везде, где столь оригинальная поверхность будет сочетаться с предметами интерьера и общим стилем помещения. Их стоимость составляет около 100 руб. за 1 кв. м поверхности.
Еще один не слишком распространенный вид красок создает эффект патины. Технология в этом случае такова: сначала наносится базовая краска, на нее - особый лак («кракелюр»), поверх которого используется еще один слой краски, но уже другого цвета или оттенка.
Для базового слоя лучше выбрать темный оттенок, для финишного - светлый. К примеру, удачно сочетание бордового и розового, синего и голубого, серебристого и серого цветов. Когда работаешь с такими красками в первый раз, «алхимия» процесса вызывает удивление: буквально на глазах верхний слой краски начинает стягиваться, сжиматься, а на поверхности проступают замечательные «узоры старины» - трещинки, линии которых имеют цвет базового покрытия. Удовольствие обойдется немного дороже, чем краска с флоками, но художественный эффект того стоит.
Обойные «родственники»
«Дуплекс», «симплекс», «кибертекс», «винил» - такие слова в устах продавцов обойных отделов действуют на неподготовленного покупателя, как диковинные заклинания. В действительности это разновидности обоев самой многочисленной группы стеновых отделочных материалов. Остановимся на наиболее оригинальных представителях обойного мира.
Очень интересны так называемые кварцевые обои, имеющие верхний слой из окрашенного песка. Такое напыление обладает большими декоративными и практическими достоинствами. Даже однотонная поверхность выглядит интересно, натурально, менее подвержена истиранию и механическим повреждениям, чем любые другие обои. Некоторые производители разработали серии кварцевых обоев, напоминающих фрески, - именно такой эффект рождает покрытая песком поверхность с рисунком, соответствующим жанру. Еще одно достоинство кварцевых обоев - они позволяют добиться незаметных стыков между полотнами, так что поверхность стены вызывает ощущение единого пространства.
Другая диковинная разновидность рулонных покрытий для стен - металлизированные или фольгированные обои. Свое название, не лишенное агрессивности, они получили благодаря тонкому верхнему слою, который представляет собой искусственно оксидированную или окрашенную в золотистый, серебристый или бронзовый оттенок фольгу. Такие обои чаще всего тиснят, придавая поверхности интересную фактуру, и наносят сложный, богатый узор.
Обои с блеском металла выглядят очень эффектно, поэтому лучше всего подходят для оформления баров, ресторанов и ночных клубов. Такой материал можно использовать и при создании интерьера классической гостиной, приемной, холла. А вот для спальни, кухни или прихожей это не самый лучший вариант. При работе с такими обоями требуется тщательно подготовить основание стены: оно должно быть идеально ровным, иначе светоотражающий материал подчеркнет неровности. Несмотря на пафосный вид и парадный блеск, металлизированные обои непривередливы в уходе, легко моются, долго служат. Стоят они немногим дороже хороших виниловых аналогов - около $30 за рулон.
Текстильная «одежда»
Для кого-то ткань на стенах покажется новинкой, но на самом деле это едва ли не самый древний материал, используемый для декорирования помещений. Такая идея пришла в голову античным грекам и римлянам, которые натягивали холсты на стены и потолки. Со временем полотно вытягивалось, покрывалось пылью и провисало. Технологию усовершенствовали армяне: они догадались, что если влажную хлопчатобумажную ткань натянуть на каркас и пропитать суспензией мела, то полотно даст усадку и долго будет «в форме».
Не пропал интерес к стеновому текстилю и в более поздние эпохи. В XVIII веке искусство его использования достигло расцвета: во дворцах и богатых домах стены украшались огромными шпалерами, на которые были натянуты гобелены с вытканными на них пейзажами, охотничьими сценами, натюрмортами или орнаментами.
Современный текстиль, предназначенный для отделки стен, условно разделяют на две категории: со швом (аналог обоев) и бесшовный. В первом случае материал продают в рулонах и наклеивают на стены подобно обоям. В отличие от обычной ткани текстильное настенное покрытие имеет основу - как правило, бумажную, флизелиновую или акриловую. Она защищает лицевую поверхность от протекания клея, делает материал более упругим и долговечным. В целом работать с текстильными обоями несложно, однако такой вариант отделки не избавляет от стыков, несколько снижающих общее впечатление.
А вот бесшовные покрытия позволяют добиться единой, идеально ровной поверхности. Их изготавливают под заказ, а ширина полотна подгоняется по высоте потолка. Соответственно, материал крепят горизонтально, «одевая» помещение куском с одним-единственным стыком. Некоторые бесшовные текстильные покрытия выпускают на поролоновой подложке - благодаря ей стены становятся «мягкими» на ощупь, лучше удерживают тепло и защищают от шума. Технология работы с бесшовным текстилем напоминает крепление холста на подрамник, избавляя от необходимости проводить дорогостоящие штукатурные работы по приведению стены в идеальный вид.
Тканевые покрытия не только исключительно красивы, но и довольно практичны, имеют неплохие свойства. При правильной эксплуатации они довольно долго не выгорают и не изнашиваются. Современный стеновой текстиль обрабатывают антистатическими и пылеотталкивающими составами. Иногда полотна покрывают защитным слоем на тефлоновой основе - в этом случае стены можно даже мыть.
Использование текстиля на стенах богатых гостиных, спален и приемных распространено. Его нельзя применять только там, где есть риск истирания или прямого воздействия воды, т. е. в прихожих, коридорах, кухнях, санузлах. Дизайнеры советуют расширять спектр применения такой отделки. Так, теплые ткани создают неповторимый уют в интерьере загородного дома. Конечно, высокие цены (1 кв. м бесшовного материала стоит $50-70, текстильных обоев - $15-60) ограничивают использование этого варианта отделки. В этом случае не обязательно заказывать фирменные материалы. Пофантазировав и овладев весьма несложными навыками, можно сотворить текстильную отделку, используя гобеленовые, пледовые или другие (лучше всего плотные) виды тканей.
Венецианское чудо
Идея современной венецианской штукатурки родилась в Древнем Риме. Основным материалом строительства был мрамор, а после его распиливания и обтесывания оставалось много крошки и пыли. Мысль о безотходных технологиях, видимо, уже тогда будоражила умы мастеров, поэтому сыпучий мрамор научились разводить связующим составом и превращать в тонкослойное бесшовное покрытие. Оно-то и стало прообразом вошедшей в моду в эпоху Возрождения венецианской штукатурки, не устаревшей и сегодня.
За многие века способ изготовления и входящие в состав компоненты принципиально не изменились. Для начала берут мраморную пыль, полученную из кварца, гранита, мрамора, оникса и других видов камня, и добавляют в нее связующее вещество (в современном варианте на акриловой основе). Цвет материала определяют пигменты, которые замешивают в полученную смесь.
Наиболее сложная часть - процесс нанесения. Выполнить работу качественно сумеет только хороший мастер. Для начала он подготовит поверхность, которую армируют, затирают эластичной шпатлевкой и грунтуют. Штукатурку наносят в несколько тончайших полупрозрачных слоев, каждый из которых тщательно заглаживают при помощи специальных инструментов. Эта технология способствует рождению главного эффекта покрытия - мраморного, идущего из глубины свечения. Венецианская штукатурка - исключительно дорогое удовольствие (стоимость нанесения 1 кв. м покрытия с рисунком доходит до $500), поэтому и применяют ее лишь в эксклюзивных интерьерах.
Елена Вознесенская