В Москве появится «Город» на шоссе Энтузиастов
Светлана Самойлова, управляющая торговым центром «Город» ГК «ТЭН», рассказала в своей статье, написанной специально для М2, о современном состоянии рынка коммерческой недвижимости, а также о том, какие объекты будут востребованы в Москве в ближайшее время.
По оценкам многих специалистов, на данный момент рынок московской коммерческой недвижимости начинает медленно, но верно восстанавливаться. Девелоперы и ритейлеры осваивают новые правила игры в условиях кризиса и учатся договариваться между собой, учатся добиваться более выгодных условий совместными усилиями.
Стоит признать, что рынок действительно оздоровился: те ритейлеры, которые не смогли выдержать не только конкуренцию, но и неблагоприятные условия, сильно сократили свои площади, некоторые из них полностью разорились; девелоперы стали более гибкими в отношениях с арендаторами.
Еще одним ключевым фактором процветания и развития в период кризиса является то, что компания должна продолжать инвестировать в бизнес. Замораживание проектов ведет к убыткам и не позволяет многим компаниям держаться на плаву. Те, кто вовремя это понимает, не только остаются в игре, но и приобретают значительные преимущества перед конкурентами.
Группа компаний ТЭН как один из крупнейших игроков на рынке коммерческой недвижимости Москвы, осознавая все факторы благоприятного развития, продолжает строить свои объекты. Одним из них на данный момент является новый торговый комплекс «Город» на шоссе Энтузиастов. Проект готовится к открытию уже во второй декаде декабря этого года. Активное начало строительства пришлось на сложное время - осень 2008 года, но мы должны были выполнить наши обязательства перед партнерами, с которыми были подписаны договоренности, еще на старте проекта. И мы их выполняем.
Проект формата «гипермаркет гипермаркетов» впервые будет представлен в Москве в непосредственной близости к ТТК. Торговый комплекс такого масштаба является уникальным, учитывая близость его расположения к центральным районам столицы. Транспортная доступность (близость к крупным автомагистралям, трем станциям метро, ж/д-платформам) позволяет говорить о масштабной зоне притяжения - около 3 млн человек.
В ТК «Город» под одной крышей расположится мощный пул известных сетевых гипермаркетов-дискаунтеров: «Ашан» (22,5 тыс. кв. м), «Леруа Мерлен» (16 тыс. кв. м), «М.Видео» (3,4 тыс. кв. м), «Декатлон» (6 тыс. кв. м). Ценовая политика якорей, которые я перечислила, ниже на 10-20%, чем у конкурентов. Операторов с площадью более 1000 кв. м в комплексе будет порядка пятнадцати. В целом же в «Городе» разместятся около 250 магазинов.
«Город» станет первым ТК в Москве, в котором реализована идея One-stop shopping - покупка всех необходимых товаров в одном месте за один раз. Главное преимущество такого подхода в том, что он обеспечивает потребителям возможность совершения покупок, получения широкого спектра услуг и проведения досуга, не тратя лишнее время на передвижение.
В процессе реализации проекта мы не меняли ни сроки, ни концепцию. Она была разработана и утверждена еще до начала кризиса, и никакие внешние факторы на нее не повлияли. Более того, сложившаяся экономическая ситуация подтвердила своевременность появления на рынке подобного объекта.
По оценкам исследователей, торговые объекты, имеющие подобные преимущества, как у нашего нового ТК, становятся особо актуальны именно в период кризиса. А долгосрочная перспектива говорит о том, что проект и в посткризисное время будет максимально востребованным.
Еще один из важных вопросов - финансирование крупномасштабного проекта в условиях кризиса и его окупаемость. Финансирование в нашей компании происходит из нескольких источников. В данный проект вложены как собственный капитал, так и привлеченные средства. В этом проекте нашим партнером выступил СБ РФ. Общий объем инвестиций в ТК «Город» составляет около €250 млн. Предполагаемый срок окупаемости - четыре-пять лет.
На данный момент более 75% арендопригодной площади уже сданы, по остальной ведутся активные переговоры. Большая часть арендаторов планирует открытие своих магазинов одновременно с официальным открытием «Города».
При реализации проекта ТК «Город» на шоссе Энтузиастов вопрос подбора основных арендаторов был решен довольно быстро. ГК «ТЭН» уже имеет ряд крупных торговых комплексов, поэтому у компании есть налаженные связи с широким кругом ритейлеров, что позволило нам легко выйти на переговоры о сотрудничестве.
Отток арендаторов или проблемы с их привлечением испытывают только неудачно расположенные объекты или с неудачной концепцией. Никто не может спрогнозировать со стопроцентной уверенностью ситуацию на завтра, но если наметившаяся динамика не нарушится, то спрос скорее всего будет расти. Тем более новых проектов ожидается крайне мало и не исключено, что в скором времени дефицит качественных торговых помещений будет ощутим.
Тем не менее для некоторых международных ритейлеров сложившаяся на рынке ситуация стала возможностью для экспансии. Спрос на качественные торговые площади на развитых рынках ритейла восстанавливается после кризиса медленнее, поэтому развивающиеся рынки, такие как Россия, становятся своеобразным вектором развития для глобальных сетей - еще один плюс для инвестирования в торговую недвижимость.
Верная постановка работы девелопера с арендаторами приобретает все большее значение в последнее время. Кризис подтолкнул управляющие компании к более гибкой работе с арендаторами, поэтому мы обсуждаем варианты сотрудничества с каждым в индивидуальном порядке. Если раньше оплата аренды торговых площадей начислялась по фиксированной ставке, то теперь частично используется комбинированная: фиксированная часть плюс процент от оборота. В сложных экономических условиях мы стараемся поддерживать арендаторов, проводя программы для повышения покупательской лояльности к нашим ТК. В наших комплексах действуют специальные дисконтные карты, устраиваются сезонные акции, показы модной одежды, праздники и тематические мероприятия для всей семьи.
Строить и развивать бизнес необходимо в любых условиях, даже в тяжелые времена. Тем более что в каждой ситуации всегда можно найти выгоду, будь то подешевевшие стройматериалы, лояльные условия или снижение конкурентной активности. Рынок коммерческой недвижимости, как и любой другой рынок, рано или поздно восстановится, а это значит, что уже сейчас, в момент рецессии, необходимо завоевывать и укреплять свои позиции.
Светлана Самойлова, управляющая торговым центром «Город» ГК «ТЭН»