Аукцион квартир: цены назначает покупатель
Не секрет, что рынок недвижимости одним из первых ощутил на себе влияние мирового экономического кризиса. Сейчас уже сложно подсчитать количество строительных компаний, прекративших свою деятельность или приостановивших работу до лучших времен. Причиной тому стало заметное сокращение платежеспособного спроса и, как следствие, существенное снижение ликвидности девелоперских компаний. В таких условиях продавцы недвижимости пытаются различными маркетинговыми инструментами, среди которых наиболее распространены дисконты и рассрочки, активизировать интерес потенциальных покупателей к своей продукции.
Однако в последнее время СМИ все чаще дают информацию о появлении инновационного для российского рынка недвижимости инструмента продаж - аукционов. В большинстве случаев подобные проекты ориентированы на реализацию залогового имущества банков, а также коммерческой недвижимости и земельных участков. Встречаются также площадки, объектом продажи которых является дорогая эксклюзивная недвижимость, имеющая историческую и архитектурную ценность. Единичны случаи, когда на аукционе распродается жилая недвижимость массового спроса.
Так, в СМИ лишь недавно появилась информация о создании в России аукционного дома «Ситон», деятельность которого направлена на реализацию квартир и других объектов жилой недвижимости широкому кругу розничных покупателей. В качестве лотов будут выступать объекты, предоставленные ведущими девелоперскими компаниями. К участию в торгах будут допущены как физические, так и юридические лица. С учетом того что опыта проведения подобных мероприятий в России практически нет, «Ситон» при организации торгов ориентируется на отработанные технологии проведения аукционов зарубежных коллег, в частности на опыт международной сети риэлторских агентств Century 21, которая является стратегическим партнером проекта. Менеджмент компании рассчитывает на успех, надеясь, что культура проведения публичных коммерческих аукционов, утвердившаяся в Европе и США, приживется и в России. Однако при этом руководитель аукционного дома «Ситон» Галина Шилина отмечает, что, как и всему новому, проекту нужно время, чтобы освоиться на российском рынке и наряду с агентствами недвижимости стать одним из привычных инструментов купли-продажи недвижимости.
Действительно, на данный момент в России массового распространения аукционы пока не получили, в нашей стране подобный формат продаж ассоциируется в первую очередь с процедурой банкротства или продажей так называемых distressed (проблемных) активов, государственными аукционами или распродажей антиквариата. При этом практика продажи объектов недвижимости на публичных аукционах в США насчитывает уже около трех веков. Каждый год с молотка уходят лоты общей стоимостью около $50 млрд всех категорий недвижимости. Аукционы для рынка недвижимости стран Евросоюза также являются традиционными. Так, например, в Бельгии ежемесячно проводятся торги, в процессе которых недвижимость можно приобрести по цене на 50-70% ниже стоимости при традиционных сделках. Во Франции также регулярно проводятся аукционы по продаже недвижимости (a la barre d`un Tribunal de Grande Instance). Причем посредством торгов реализуются объекты как эконом- и бизнес-класса, так и элитные, расположенные в самых престижных и дорогих местах. Популярными аукционы являются и в Германии - с торгов уходят как квартиры и дома, так и салоны красоты, автосалоны и другие объекты жилой и коммерческой недвижимости.
Функционируя на протяжении многих лет на Западе, аукционы заняли свою нишу среди инструментов продаж на рынке недвижимости и доказали свою эффективность в процессе ценообразования.
Мировая практика показывает, что аукционный метод продаж имеет существенные преимущества перед традиционной сделкой с недвижимостью и именно поэтому столь успешно и широко используется за рубежом. Для продавцов аукцион - это возможность реализовать большое количество объектов в течение одного дня, привлечь внимание потенциальных покупателей к своим объектам посредством активной рекламной кампании, организованной аукционным домом, для покупателей - приобрести объект по цене существенно ниже рыночной, для рынка - определить справедливую рыночную цену - точку равновесия между спросом и предложением. Также к этому можно добавить: аукцион обеспечивает прозрачность сделок на всех этапах и юридическую чистоту выставленных на торги объектов.
Время покажет, насколько данный формат продаж, столь популярный на мировых рынках, будет принят российским потребителем.
Комментарий
Руководитель PR-отдела инвестиционно-девелоперской компании «Сити-XXI век» Сергей Лядов: «На своем пути аукционная система продаж жилья, как и всякий эксперимент, столкнется с теми или иными сложностями. Но если они будут успешно решены, то аукционы в России докажут свою жизнеспособность и актуальность. Рынок жилья начинает постепенно оживать. И в его лидерах через некоторое время окажется тот, кто уже сегодня активно внедряет инновационные технологии».