Приватизация ЖКХ остановлена
Опубликован план действий Белого дома в области развития ЖКХ. Правительство, в котором несколькими днями ранее курировать привлечение в отрасль инвестиций было поручено вице-премьеру Дмитрию Козаку, фактически запрещает приватизацию коммунальной инфраструктуры.
Ставка делается на аренду внешними инвесторами, концессии и привлечение бизнеса в отрасль долгосрочными тарифными гарантиями при относительно невысокой доходности вложений, пишет сегодня РБК со ссылкой на «Коммерсантъ».
Правительство опубликовало «План действий по привлечению частных инвестиций в развитие объектов энергетики и системы коммунальной инфраструктуры». Согласно документу, в ближайшие полтора года Минрегиону, Минэкономики, Минфину, Минэнерго, ФСТ и ФАС предстоит внести в Белый дом ряд законопроектов для повышения инвестпривлекательности ЖКХ, фактически запретив при этом продолжение приватизации отрасли.
Запрет на приватизацию в ведомствах объясняют опасениями Белого дома по поводу «социальных катастроф» в случае банкротства собственников при переходе систем жизнеобеспечения в частные руки. Минрегион и вовсе намерен инициировать встречный процесс - обязать муниципалитеты принять на баланс «бесхозные» коммунальные сети.
Вместо права собственности Минэкономики намерено предложить инвесторам альтернативные методы ведения бизнеса в ЖКХ - концессионные соглашения по эксплуатации инфраструктурных объектов. «Приватизация систем теплоснабжения и водоканалов должна осуществляться через концессии, а не акционирование», - пояснил замглавы департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности ведомства Павел Шпилевой.
По его словам, затраты инвесторов на приобретение активов в ЖКХ все равно перекладываются ими на конечных потребителей - в этом смысле концессионные соглашения являются способом ограничить темпы роста тарифов на услуги ЖКХ и в то же время открыть рынок коммунальных проектов для частного капитала.
Привлекать же инвестиции в ЖКХ правительство намерено за счет установления предельных регулируемых тарифов на товары и услуги отрасли на срок не менее трех лет - с компенсацией экономических потерь эксплуатантам объектов ЖКХ «за счет средств соответствующего бюджета» в случае внепланового снижения роста тарифов.
Отдельно стоит отметить готовность правительства разрешить отдельным муниципальным образованиям сверхнормативный рост тарифов на основании местного референдума.
Инвестпрограммы же должны быть нацелены на достижение соответствия качества услуг ЖКХ федеральным стандартам, которые сейчас разрабатывает Минрегион. Пока подразумевается единый стандарт по всей стране, но также обсуждается возможность введения нормативов по регионам.