Михаил Бурмистров: Привлекательность российского рынка коммерческой недвижимости существенно возрастет в 2009 году
В связи с кризисом в экономике России произошло снижение (и, вероятнее всего, эта тенденция усилится) цен и арендных ставок, а также расширение предложения на рынке коммерческой недвижимости. В то же время, по данным обзора «100 проектов ТК и ТРК», проведенного аналитиками ИА «INFOLine», отсутствие спроса на рынке коммерческой недвижимости в период кризиса не позволяет ритейлерам привлечь средства для обеспечения операционной деятельности за счет сделок sale-lease-back. Об итогах четвертого квартала 2008 года и перспективах на 2009-й рассказал руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров.
- Г-н Бурмистров, какие тенденции вы можете отметить на российском рынке торговой недвижимости в условиях финансового кризиса?
- В связи с острым недостатком ликвидности в условиях финансового кризиса большинство федеральных сетей оказывают масштабное давление на поставщиков для пересмотра договоров аренды торговых площадей. Лев Хасис (главный исполнительный директор X5 Retail Group. - М2), например, в декабре 2008 года заявил о снижении арендных ставок по торговой недвижимости на «десятки процентов», отметив, что темпы снижения «превысили его ожидания». В августе 2008 года он прогнозировал 30-процентное снижение стоимости аренды торговых помещений, а по объектам логистической инфраструктуры - более чем в два раза. Так, по нашим данным, в четвертом квартале 2008 года целый ряд ритейлеров провели переговоры с арендодателями, с которыми заключены долгосрочные договоры, о снижении арендных ставок и переходе на оплату в зависимости от оборота торгового объекта.
По оценкам ИА «INFOLine», пересмотр ставок аренды коснулся более 70% объектов торговой недвижимости, арендуемых крупнейшими ритейлерами. Проблема для арендодателей приобрела столь существенную остроту и распространенность, что к участникам рынка торгово-развлекательной недвижимости с открытым письмом обратился Российский совет торговых центров. В письме декларируется необходимость соблюдения ряда принципов взаимодействия с арендаторами. В том числе таких, как отказ от необоснованных требований изменения условий действующих соглашений; индивидуальный подход к расчету арендных ставок и отказ от усредненных подходов без учета реальной ситуации в географии, маркетинге и экономике; отказ от перехода на форму оплаты «от оборота», а также сохранение страховых взносов, упразднение которых формирует проблемы с возмещением возможного вреда предоставленной недвижимости, и маркетинговых платежей.
Арендодатели также настаивают на отказе от дотирования торговых операторов, не способных обеспечить эффективное функционирование торговых объектов, и пересмотре условий аренды торговых площадей для нерентабельных торговых объектов. При этом декларируется отношение к закрытию сетевых магазинов в ТРЦ как к естественному процессу оптимизации структуры арендаторов.
- Эти тенденции могут повлиять на ценообразование на рынке коммерческой недвижимости?
- В сложившихся на рынке условиях арендные ставки для якорных арендаторов в сегменте крупноформатных торговых объектов площадью от 500 кв. м. по итогам первого квартала 2009 года могут снизиться не менее чем на 30% по сравнению с серединой 2008 года. Исключением могут стать популярные торговые центры с высоким уровнем заполняемости, где ставки снизятся менее существенно. В строящихся торговых комплексах высокой степени готовности, планируемых к сдаче в 2009 году, снижение арендных ставок может оказаться более существенным. По данным ИА «INFOLine», тенденция пересмотра арендных ставок приняла массовый характер: например, компания «Эльдорадо» по состоянию на середину января завершила переговоры по снижению арендных ставок с 80% арендодателей, причем, в случае если снижения арендной платы не произойдет, магазины сети могут быть закрыты.
В условиях сильного недостатка ликвидности у российских девелоперов и ритейлеров международным корпорациям, обладающим финансовыми резервами, предоставляется благоприятная возможность для приобретения в собственность торговой недвижимости по существенно меньшим, чем до кризиса, ценам. В некоторых случаях цены снижаются более чем в два раза. Кроме того, многие российские девелоперы начали распродажу объектов недвижимости: так, о планах по продаже торговых площадей заявили «Самохвал», ГК «Холидей», «Седьмой континент» и другие. Таким образом, в 2009 году существенно возрастет привлекательность российского рынка для международных компаний, а их активность на рынке сделок M&A и коммерческой недвижимости повысится. Уже в четвертом квартале 2008 года на российский рынок вышли сразу два крупных игрока: Rewe Group открыла магазин Selgros cash & carry в Котельниках Московской области, а корпорация SOK - гипермаркет Prisma в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что корпорация SOK приобрела площади в двух торговых центрах у холдинга «Адамант». Кроме того, в сентябре 2008 года сеть Wal-Mart Stores зарегистрировала дочернее юридическое лицо в России - ООО «ВМ истерн юроп холдингз, ЛЛК», а в декабре вступила в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ).
Беседовал Игнат Бушухин