Темпы продаж участков в Подмосковье с обязательным подрядом снизились на 20-30% — исследование
Темпы продаж участков с обязательным подрядом снизились примерно на 20-30%, в то время как продажа участков без подряда либо осталась без изменений, либо даже выросла по сравнению с осенним периодом на 25%.
К таким выводам пришли специалисты УК «Финансы и недвижимость» по результатам проведенных в декабре 2008 года исследований организованных загородных поселков. Цель - сравнить популярные в 2006-2008 гг. направления (Новорижское, Киевское, Дмитровское) с развивающимися - Ярославским и Новорязанским.
Проведение исследований совпало с накалом страстей в СМИ, вызванным ожиданием движения рынка в канун нового года. Общественное мнение, сформированное в условиях развития финансового кризиса, якобы принуждает продавцов недвижимости к снижению цен. Вместе с этим считается, что покупатели ждут дисконта, поэтому приобретение недвижимости стараются отложить до момента, когда цены опустятся до своего крайнего низа.
Как показало исследование, участок с обязательным подрядом и подведением коммуникаций как инструмент продаж перестает быть эффективным, несмотря на его традиционность. Поэтому все чаще продавцы недвижимости предлагают в своих поселках участки без обязательной застройки. Компании, не имеющие возможности изменить формат продажи, сталкиваются с существенным снижением спроса на свой продукт.
Ожидаемых массовых снижений цен до сих пор не произошло. На рынке появляются новые продукты - поселки, рассчитанные на дальнейшее самостоятельное развитие. При этом цена за сотку порядка 50% ниже, чем в традиционных поселках.
Ценовой разброс в рамках даже одного направления огромен. Например, на расстоянии от 50 до 70 км от МКАД по Киевскому направлению средняя стоимость сотки - около $15 тыс., а после 70 и до 100 км - уже не превышает $4 тыс.
Успешные в совсем недавнем прошлом направления испытывают существенный отток покупателей. Это связано в первую очередь с тем, что Новорижское, Киевское и Дмитровское направления приобрели статус «бизнес»-направлений, на которых и строилось подавляющее количество поселков, ориентированных на средний класс. Одновременно с этим слабо развитые направления получают уникальную возможность привлечь внимание к себе и существенно переориентировать спрос: по ряду параметров, - видовым, историко-культурным характеристикам, к примеру, Сергиево-Посадский район ничем не уступает другим, традиционно развитым районам.