Рынок торговой недвижимости в Москве входит в стадию коррекции
Компания «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» отмечает ряд положительных тенденций в сегменте торговой недвижимости.
До сих пор эксперты рынка говорили лишь о негативном влиянии кризиса ликвидности на сегмент торговой недвижимости. Так, в III квартале 2008 года темпы роста розничного товарооборота, которые ранее как минимум на 30-35% поддерживались развитием потребительского кредитования, замедлились. И первыми ощутили это торговые сети. Более того, проблемы с финансированием повлекли сокращение имеющихся планов развития и уход с рынка ряда известных игроков. Помимо всего прочего, проблемы на финансовом рынке привели к тому, что объемы строительства торговых центров существенно отставали от заявленных. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года они снизились на 13%.
«Плюсом в данной ситуации становится тот факт, что в Москве по-прежнему имеются резервы для реализации качественных проектов торговой недвижимости, особенно в отдельных районах», - отмечают эксперты компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».
Еще одной немаловажной тенденцией, имеющей значение для дальнейшего развития рынка торговой недвижимости, стало увеличение количества предлагаемых на продажу объектов. Так, по сравнению с началом года количество объектов, экспонируемых в настоящее время, выросло на 70%. В результате возросли и сроки экспозиции.
В связи с ростом количества проектов, выставленных на продажу, увеличивается число достаточно интересных предложений, особенно в классе торговых комплексов и автономных магазинов формата street-retail. Среди этих объектов велика доля небольших по площади помещений, имеющих хорошее состояние и расположение. Ввиду того, что на сегодняшний день многие компании оптимизируют собственные расходы, такие предложения пользуются довольно высоким спросом.
Таким образом, после бурного роста рынка торговой недвижимости наступает фаза коррекции. Стоит отметить, что она несет в себе ряд возможностей для региональных компаний. В сложившейся ситуации малоизвестные пока российские игроки получат дополнительный шанс выйти на столичный рынок: они меньше зависят от привлечения заемного финансирования, а также имеют большой опыт ожесточенной конкуренции с грандами на небольших региональных рынках. В итоге, появляется надежда, что клиентоориентированность, эффективность и устойчивость станут важнее размера компании и раскрученности ее бренда.
«Я хотел бы отметить, что столь существенные перемены на рынке несут в себе и позитивные изменения. По словам одного из философов, с одной стороны, кризис - это перерыв в процессе развития, но с другой стороны, он служит механизмом восстановления равновесия и баланса, а также новой точкой роста» - резюмирует Андрей Бушин, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».