Финансовый кризис «наносит удар» по гостиничной недвижимости — инвесторы придерживают активы
По данным последнего исследования компании Jones Lang LaSalle Hotels - Hotel Investor Sentiment Survey (HISS) - сегодня, когда финансовый кризис продолжает набирать обороты, ударяя по гостиничному рынку, подтверждением чего является снижение уровня доходности, гостиничные инвесторы стран Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) все чаще предпочитают продавать имеющиеся активы, либо выбирают тактику выжидания более благоприятного момента.
Согласно результатам исследования, нарастающее влияние финансового кризиса в совокупности с ухудшающейся экономической ситуацией на глобальных рынках начали оказывать существенное давление на прогнозы в отношении операционной деятельности гостиниц. Марк Уинн-Смит (Mark Wynne-Smith), Главный исполнительный директор по странам Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), компании Jones Lang LaSalle Hotels, отметил: «Характер краткосрочных и среднесрочных ожиданий на всех рынках региона ЕМЕА изменился на негативный; на ближайшие шесть месяцев инвесторы делают прогноз на понижение. Среднесрочные ожидания для Европы, Ближнего Востока и Африки были относительно негативными, однако произошедший на рынке спад стал самым сильным за все время проведения нами данного исследования».
Самые негативные прогнозы делаются в отношении рынков Великобритании, прежде всего для городов Манчестера и Бирмингема. Данные рынки ориентированы преимущественно на внутренний спрос, объемы которого, по прогнозам, ждет стремительный спад в будущем году.
В целом среднесрочные ожидания в отношении операционной деятельности гостиниц более оптимистичны. Наиболее уверенные прогнозы на среднесрочную перспективу зафиксированы в отношении рынков Москвы, Парижа, Рима и Лондона. По ожиданиям инвесторов, Москва обладает хорошим потенциалом увеличения доходности в долгосрочной перспективе. За последние годы выросло число приезжающих в Москву туристов, существенно расширилась доля корпоративного туризма, что в сочетании с низкими темпами ввода новых качественных гостиниц способствовало стремительному росту показателей доходности на номер. Согласно ожиданиям инвесторов, Германия также сравнительно легко оправится от кризиса.
«Требования к доходности, так же как и ожидания в отношении операционной деятельности гостиниц, сегодня подвергаются влиянию кризиса», - отметил Марк Уинн-Смит. «В настоящее время наблюдается рост требований к ставкам доходности во всех рассматриваемых городах Европы, Ближнего Востока и Африки. Наиболее высокий рост зафиксирован на рынках Центральной и Восточной Европы. До конца 2007 года на этих рынках наблюдалось уменьшение разрыва между ставками доходности, однако последние события резко изменили данный курс на противоположное направление. Мы ожидаем, что данный разрыв в дальнейшем будет только увеличиваться, поскольку в ближайшие несколько месяцев инвесторы прогнозируют, что рост ставок доходности на рынках Восточной Европы будет более сильным по сравнению с Западной Европой. Кроме того, колебания между ставками доходности на успешных и менее благоприятных рынках также достигли огромных значений».
Анализ инвестиционных стратегий, выявленных в ходе исследования, продемонстрировал значительные изменения, произошедшие в инвестиционных намерениях игроков рынка. Несмотря на то, что на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки продолжают преобладать «инвесторы-покупатели» (buy sentiment), доля «пассивных инвесторов» (hold sentiment) и «инвесторов-продавцов» (sell sentiment) постепенно увеличивается. Текущая нестабильность экономической ситуации повлияла на активность «инвесторов-строителей» (build intentions), спад которой по региону составил 7%. Инвестиционные намерения по-прежнему сильны на рынках Западной Европы, а в отношении Великобритании был даже отмечен их рост. В заключение Марк Уинн-Смит отметил: «Такое положение, скорее всего, объясняется ожиданием появления разумных инвестиционных возможностей в условиях, когда страна борется с экономическим спадом и ослабленным рынком недвижимости. Первыми последствия кризиса стали ощущать на себе менее привлекательные объекты (объекты более низкого качества с невыгодным местоположением), однако данная тенденция будет постепенно усиливаться к лету 2009 года».