Сегментация рынка загородной недвижимости
Сегодня загородная недвижимость представлена на рынке тремя основными сегментами: земельными участками, коммерческой и жилой недвижимостью. "Доля каждого сегмента рынка загородной недвижимости представлена следующим образом: 62%-земельные участки, 30% – жилая недвижимость, 8% – коммерческая недвижимость", – рассказывает Ирина Гудкина, директор петербургского АН "Бекар".
Статус земельного участка
По мнению г-жи Гудкиной, участники рынка жилой и коммерческой недвижимости обязательно сталкиваются с организационными и юридическими вопросами по статусу земельных участков, где расположен или будет располагаться объект.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Так, в соответствии с федеральными законами предусмотрен порядок перевода земель из одной категории в другую. Под строительство жилой загородной недвижимости выделяются только земли населенных пунктов. В соответствии с градостроительными регламентами, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Коммерческая недвижимость подразделяется на различные группы по назначению: офисную, торговую, нежилые здания (помещения) свободного назначения.
Первичный и вторичный рынок
Традиционно рынок жилой загородной недвижимости делится на две части: первичный рынок, на котором совершаются сделки с вновь построенными или реконструированными и зарегистрированными объектами, и вторичный рынок, где осуществляются сделки с объектами недвижимости, принадлежащими собственникам на основе права первичного приобретения.
В данный момент на вторичном рынке отсутствует подсегмент – дома в коттеджных поселках. В первую очередь это связано с тем, что на рынке жилой загородной недвижимости он пока не сложился. По оценкам экспертов, данный подсегмент появится на рынке не ранее, чем через три года.
- Независимо от деления на вторичный и первичный, рынок жилой загородной недвижимости, можно разделить на подсегменты по следующим критериям:
- по организации поселения (отдельно стоящие домовладения, организованные и неорганизованные домовладения);
- по типу жилья;
- по материалу стен и технологии строительства.
С точки зрения формы организации рынок жилого загородного индивидуального домостроения можно разделить на два подсегмента: отдельно стоящие коттеджи и коттеджи в составе коттеджных поселков.
Подсегмент отдельно стоящих коттеджей получил активное развитие в середине 1990-х годов, когда предложения коттеджных поселков не существовало. При отсутствии предложения люди самостоятельно возводили дома по своему вкусу.
В настоящий момент темпы роста сегмента отдельно стоящих коттеджей гораздо ниже темпов роста сегмента коттеджных поселков. Основное предложение на рынке отдельно стоящих коттеджей традиционно формируют северные районы (80% предложения).
В сегменте отдельно стоящих коттеджей выделяются "зоны" концентрации индивидуальной коттеджной застройки.
На сегодняшний день на рынке жилой загородной недвижимости наиболее активно растущим является подсегмент коттеджных поселков. В состав данного подсегмента могут входить различные типы жилья.
Спрос на загородную недвижимость подвержен сезонным колебаниям. По оценкам экспертов, подъем покупательской активности наблюдается в марте-апреле, на май приходится пик сделок. Кроме того, локальный всплеск спроса (преимущественно в сегменте дорогих объектов) обычно наблюдается в декабре.
Рост предложения происходит за счет активизации строительства в уже сложившихся зонах коттеджной застройки, постепенного освоения новых территорий в малопопулярных пока южном и восточном направлениях (Гатчинский, Кировский районы) и расширения зоны охвата по удаленности от города.
Распространение коттеджных поселков вышло за пределы 100-километровой зоны от МКАД. Такие максимально удаленные поселки расположены в основном в Приозерском и Волховском районах. Кроме того, на значительном удалении от города (далее 90 км) на Карельском перешейке продолжают формироваться так называемые стихийные закрытые мини-поселки, рассчитанные на "своих".
Рост предложения и активное продвижение коттеджных поселков на рынке в некоторой степени формирует и стимулирует спрос, поэтому покупателю приходится выбирать между покупкой дома в организованном поселке или приобретением/строительством собственного отдельно стоящего коттеджа.
Общий рынок современного загородного домостроения (если говорить именно о коттеджах, а не дачных домиках советского периода) состоит не только из объектов в коттеджных поселках, но и из отдельно стоящих индивидуальных домов.
На сегодняшний день самым важным и существенным критерием разделения рынка жилой загородного недвижимости является выделение групп по размеру инвестиций в дом, общей стоимости приобретенной недвижимости. Границы этих групп зависят от платежеспособности покупателя, а также от личного восприятия цены.
Ирина Гудкина отмечает, что сегодня предпочтения покупателей весьма разнообразны. По ее мнению, покупатели начинают поиск вариантов, имея уже сложившееся представление о том, что они бы хотели приобрести. Так, для покупателей эконом-сегмента на первый план выходят ценовые критерии и формы оплаты (рассрочка платежа, кредит, ипотека), для более обеспеченных покупателей значимым являются местоположение, включая ландшафт, удаленность, наличие водоемов и пр.
Наталья Волкова