Петербург переторговал Москву
Петербург в минувшем году стал лидером среди городов России по обеспеченности населения качественными торговыми площадями. В 2009 году он приблизится к показателям Европы. К концу 2007 года на 1 тыс. петербуржцев пришлось 517 кв. м качественных торговых площадей, говорится в отчете Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) по итогам развития в 2007 году торгово-развлекательных центров Петербурга. В Москве, для сравнения, на 1 тыс. жителей – 300 кв. м, в Варшаве – 600 кв. м.
Всего в городе порядка 2 360 460 кв. м торговых площадей. В 2007 году введены 331 790 кв. м. На основе заявленных данных и с учетом переноса сроков ввода площадей (15–20%), к концу 2008 года суммарная торговая площадь составит порядка 3 248 940 кв. м. А к концу 2012 года при реализации всех заявленных проектов она превысит 5 млн кв. м.
В 2008 году ожидается начало реализации таких масштабных проектов, как ТРК "Лето" и перенесенного с этого года МФК "ХОРС". Укрупнение объектов становится тенденцией – среди заявленных объектов на 2008 год две трети не превышают 30 тыс. кв. м, а заявленные на 2009 год площади в подавляющем большинстве уже более 40 тыс. кв. м.
Более половины (59%) торговых площадей Петербурга – торговые центры. Ожидается, что в будущем существенно увеличится доля многофункциональных комплексов. Кроме того, развивается формат специализированных продовольственных и хозяйственных магазинов.
Торговые комплексы распределены по городу неравномерно. В 2007 году лидировал Приморский район, с небольшим отставанием от него шли Выборгский и Московский. Меньше всего торговых центров в пригородных районах, таких как Курортный, Пушкинский, а также в приближенных к центру – Василеостровском, Петроградском, Адмиралтейском. В будущем к лидерам может присоединиться Фрунзенский район, где заявлено много объектов.
К концу 2009 года ожидается некоторое насыщение рынка, которое значительно усилит конкуренцию. Торговые центры с неудачной концепцией или невыгодно расположенные будут вынуждены либо сменить концепцию, либо провести перепозиционирование (например, River House, "Космополис").
Доходность вложений в коммерческую недвижимость Петербурга пока остается одной из самых высоких в Европе и составляет 15–17%. Однако в ближайшие годы этот показатель может опуститься до 12%.
Александр Лобановский